UNA FIDES. На главную
Почитание святого Архангела Михаила / Veneratio S. Archangeli Michael
 

Святой Михаил в апокрифах

Архангел Михаил трижды упоминается в Книге пророка Даниила, один раз в Откровении и один раз - в Послании св. апостола Иуды, а больше в Библии - нигде. Оба новозаветных писателя вводят его довольно внезапно, не сомневаясь, что читателю уже известно, кто это: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона..." (Откр. 12, 7). Причина этому, конечно, состоит в том видном месте, которое он занимает в дохристианской иудейской литературе - работах, которые мы сейчас называем, довольно непоследовательно, апокрифами. И в самом деле, именно из текста такого рода взято упоминание о нем в Послании Иуды.

"Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь" (стих 9). Эти слова относятся к эпизоду из иудейского апокрифа под названием "Вознесение Моисея", который сохранился лишь частично; в дошедшей до нас части этого эпизода нет, но древние ученые, имевшие на руках полный текст - например, Ориген - утверждают, что св. Иуда цитирует именно его. Одно из объяснений этого сюжета таково: диавол выдвигал свои притязания на тело Моисея как убийцы, поскольку тот убил египтянина (Исх. 2, 11-12), на что св. Михаил сказал ему: "Пусть Бог тебя упрекнет" (греч. epitimaō "порицать, упрекать, запрещать, прекословить, возбранять". - Прим. пер.). (В этом контексте следует помнить, что греческое слово "diábolos" означает "клеветник".) Другое объяснение основывается на восходящей к Тертуллиану традиции, согласно которой именно диавол научил людской род идолопоклонству; следовательно, в эпизоде, который цитирует св. Иуда, диавол пытается заполучить тело Моисея, чтобы заставить иудеев поклоняться ему как идолу.

Этот рассказ почти что обойден вниманием художников, за одним весьма примечательным исключением - изображением на фреске в Сикстинской капелле. Первоначально при строительстве капеллы Папа Сикст IV (1471-1484) заказал группе самых видных художников той эпохи (среди них были Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Перуджино) по восемь эпизодов из жизни Моисея и Христа; их сюжеты сопоставляются попарно, чтобы показать, как Церковь понимает житие Моисея, законодателя Ветхого Завета, как пророчество о житии Христа, законодателя Новозаветного. Однако два последних - "Спор о теле Моисеевом" и "Воскресение Христа" - нарушают этот параллелизм; Моисей, податель ветхого Закона, умирает и остается мертв, Христос же, податель Нового, восстает из мертвых.

Обе этих завершающих каждую из серий фресок расположены на задней стене капеллы, частично - над большой дверью в ее середине. На Рождество 1522 года архитрав (горизонтальная балка) над дверью внезапно треснул и обвалился сразу после того, как под ним прошел Папа Адриан IV, шествовавший в капеллу, чтобы совершить там Мессу. (Погибло двое из стражников.) Это повреждение конструкции привело в конце концов к полной гибели росписей; около 1575 г. Маттео да Лечче заменил оригинальный "Спор о теле Моисеевом" фреской на тот же сюжет, написанной, однако, в совершенно ином стиле, а еще спустя примерно 20 лет то же сделал с "Воскресением" Хендрик ван дер Брук.

Также св. Михаил играет важную роль в еще одном апокрифическом труде - "Завещании Авраама", существующем в двух редакциях; в более пространной он упоминается 24 раза, в краткой - 44 раза. В обоих случаях он послан к Аврааму, чье житие продлевается от библейских 175 лет (Быт. 25, 7) до 995 в пространной редакции, дабы убедить его принять тот факт, что пришло время умирать. Когда навстречу Архангелу выходит сын Авраама Исаак, тот говорит ему: "Дарует тебе Господь Бог обетование, какое возвестил отцу твоему Аврааму и семени его" (глава 3). Позднее Авраам встречает саму Смерть, являющую ему головы различных животных, в том числе "льва ужаснейшего" (глава 17). И наконец, когда Авраам умер, "тут же предстал Михаил архангел со множеством ангелов, и унес драгоценную душу его на руках своих... Погребли же тело праведного Авраама... драгоценную же его душу упокоили ангелы" (глава 20). Этими фрагментами явно вдохновлена первая часть оффертория заупокойной Мессы:

"Господи Иисусе Христе, Царь славы! Избавь души всех праведников усопших от мук преисподней и от глубокой бездны! Избавь их от пасти льва! Да не поглотит их тартар, да не упадут они во тьму, но знаменосец святой Михаил приведет их к свету святому, как когда-то Ты обещал Аврааму и семени его".

Автор: Грегори ДиПиппо (Gregory P. DiPippo). Первая публикация (на англ. яз.): "The New Liturgical Movement", 29 сентября 2017 г. "Завещание Авраама" цитируется в русском переводе "Славянская Библия". Офферторий заупокойной Мессы в русском переводе с. Валентины Новаковской CSA. -->