UNA FIDES. На главную
Почитание святого Архангела Михаила / Veneratio S. Archangeli Michael
 

Святой Михаил в Библии

В книгах Священного Писания имя "Михаил" (Michael, евр. מיכאל, греч. Μιχαηλ) встречается неоднократно, но лишь четыре из этих упоминания относятся к святому Архангелу.

В Книге пророка Даниила (10:13) архангел Гавриил говорит пророку: "Princeps autem regni Persarum restitit mihi viginti et uno diebus; et ecce Michael, unus de principibus primis, venit in adiutorium meum; et ego remansi ibi iuxta regem Persarum" ("Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских").

Ниже, в Дан. 12:1, пророчество продолжается уже в апокалиптическом смысле: "In tempore autem illo con surget Michael, princeps magnus, qui stat pro filiis populi tui, et erit tempus angustiae, quale non fuit ab eo, quo gentes esse coeperunt, usque ad tempus illud. Et in tempore illo salvabitur populus tuus, omnis, qui inventus fuerit scriptus in libro". ("И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге").

Два других упоминания находятся в Новом Завете. Первое из них - в Соборном послании св. апостола Иуды - является ссылкой на внебиблейскую (апокрифическую) традицию. В Иуд. 1:9 говорится: "Cum Michael archangelus cum Diabolo disputans altercaretur de Moysis corpore, non est ausus iudicium inferre blasphemiae, sed dixit: "Increpet te Dominus!" ("Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"). Как поясняет Ориген ("De principiis", III, 2, 2), речь идет о том, что св. Михаил скрыл могилу Моисея, сатана же ее, напротив, открыл, чтобы иудеи стали обожествлять пророка и поклоняться ему как "герою". Согласно другому апокрифу - "Откровению Моисея" - св. Михаил охраняет также тело Евы.

Наконец, последнее - и, вероятно, самое известное - библейское упоминание о св. Михаиле мы видим в Откровении Иоанна Богослова (12:8-9): "Et factum est proelium in caelo, Michael et angeli eius, ut proeliarentur cum dracone. Et draco pugnavit et angeli eius, et non valuit, neque locus inventus est eorum amplius in caelo" ("И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним"). Здесь повествуется о великом грядущем сражении, отражающем также битву начала времен, когда, согласно традиции, святой Михаил повел войско верных Богу ангелов против мятежников во главе с сатаной, провозгласив клич "Кто как Бог?" (что в переводе с еврейского и означает его имя).

Вместе с тем, Отцы нередко говорят о том, что святой Михаил присутствует и в других эпизодах Библии, где прямо его имя не называется. Так, по их толкованиям, именно он был тем херувимом с пламенным мечом, которого после изгнания Адама и Евы Бог поставил "ad orientem paradisi Eden… ad custodiendam viam ligni vitae" ("на востоке у сада Едемского… чтобы охранять путь к древу жизни", Быт. 3:24). Он же - и тот ангел, через которого Бог дал Своему избранному народу десять заповедей (об этом говорится и в "Откровении Моисея"). Он же заступил путь Валааму, когда тот ехал на ослице проклинать по требованию моавитян народ израильский:

"Et iratus est Deus, cum profectus esset; stetitque angelus Domini in via contra Balaam, ut adversaretur ei, qui insidebat asinae et duos pueros habebat secum. Cernens asina angelum Domini stantem in via, evaginato gladio in manu sua, avertit se de itinere et ibat per agrum. Quam cum verberaret Balaam et vellet ad semitam reducere, stetit angelus Domini in angustiis duarum maceriarum, quibus vineae cingebantur. Quem videns asina iunxit se parieti et attrivit sedentis pedem. At ille iterum verberabat eam; et angelus Domini iterum transiens ad locum angustum, ubi nec ad dexteram nec ad sinistram poterat deviare, obvius stetit. Cumque vidisset asina stantem angelum Domini, concidit sub pedibus sedentis" ("И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом", Чис. 22:22-27a).

Наконец, ангел, уничтоживший войско Сеннахирима - ассирийского царя, пришедшего завоевать Иерусалим - по толкованию Отцов, это также святой Михаил: "Factum est igitur in nocte illa: venit angelus Domini et percussit castra Assyriorum centum octoginta quinque milia" ("И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч", IV Цар. 19:35a).

Еще чаще о святом Михаиле говорится в раввинистической экзегезе. Здесь сатане приписывается роль небесного "прокурора", а св. Михаилу - защитника ("адвоката") еврейского народа перед судом Божиим. В одном из мидрашей говорится также о том, что когда Самуил (т. е. сатана) был низвержен с небес, он ухватился за крылья Михаила, чтобы утащить его с собой, но Бог того спас. Именно Михаилу приписывается оповещение Авраама о пленении Лота (Быт. 14:12) и спасение Сарры от осквернения Авимелехом (Быт. 20:2-7), объявление о будущем рождении Исаака (Быт. 17:19) и избавление Исаака от жертвоприношения (Быт. 22:11-12), а также многие другие деяния. -->