UNA FIDES. На главную
Почитание святого Архангела Михаила / Veneratio S. Archangeli Michael
 

Святой Михаил в Библии

В книгах Священного Писания имя "Михаил" (Michael, евр. מיכאל, греч. Μιχαηλ) встречается неоднократно, но лишь четыре из этих упоминания относятся к святому Архангелу.

В Книге пророка Даниила (10:13) архангел Гавриил говорит пророку: "Princeps autem regni Persarum restitit mihi viginti et uno diebus; et ecce Michael, unus de principibus primis, venit in adiutorium meum; et ego remansi ibi iuxta regem Persarum" ("Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских").

Ниже, в Дан. 12:1, пророчество продолжается уже в апокалиптическом смысле: "In tempore autem illo con surget Michael, princeps magnus, qui stat pro filiis populi tui, et erit tempus angustiae, quale non fuit ab eo, quo gentes esse coeperunt, usque ad tempus illud. Et in tempore illo salvabitur populus tuus, omnis, qui inventus fuerit scriptus in libro". ("И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге").

Два других упоминания находятся в Новом Завете. Первое из них - в Соборном послании св. апостола Иуды - является ссылкой на внебиблейскую (апокрифическую) традицию. В Иуд. 1:9 говорится: "Cum Michael archangelus cum Diabolo disputans altercaretur de Moysis corpore, non est ausus iudicium inferre blasphemiae, sed dixit: "Increpet te Dominus!" ("Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"). Как поясняет Ориген ("De principiis", III, 2, 2), речь идет о том, что св. Михаил скрыл могилу Моисея, сатана же ее, напротив, открыл, чтобы иудеи стали обожествлять пророка и поклоняться ему как "герою". Согласно другому апокрифу - "Откровению Моисея" - св. Михаил охраняет также тело Евы.

Наконец, последнее - и, вероятно, самое известное - библейское упоминание о св. Михаиле мы видим в Откровении Иоанна Богослова (12:8-9): "Et factum est proelium in caelo, Michael et angeli eius, ut proeliarentur cum dracone. Et draco pugnavit et angeli eius, et non valuit, neque locus inventus est eorum amplius in caelo" ("И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним"). Здесь повествуется о великом грядущем сражении, отражающем также битву начала времен, когда, согласно традиции, святой Михаил повел войско верных Богу ангелов против мятежников во главе с сатаной, провозгласив клич "Кто как Бог?" (что в переводе с еврейского и означает его имя).