Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Deus, qui inter summos Sacerdotes famulum tuum Benedictum ineffabili tua dispositione connumerari voluisti: praesta, quaesumus; ut, qui unigeniti Filii tui vices in terris gerebat, sanctorum tuorum Pontificum consortio perpetuo aggregetur. Per eundem Dominum.

Об отношении Ассоциации "Una Voce Russia" к Священническому братству св. Пия X (FSSPX)

Ассоциация "Una Voce Russia" является членом Международной федерации "Una Voce" (FIUV), основанной в 1964-1966 гг. Одной из идей, определяющих деятельность Ассоциации, является "герменевтика преемственности", согласно которой для правильного своего истолкования любые документы церковного учительства, в том числе и документы последнего Собора — II Ватиканского — должны читаться в свете неизменного Учения, "quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est" (принимаемого и принимавшегося "везде, всегда и всеми" в Церкви)[1]. Для нас как католиков равно неприемлемо и отвержение этого Собора, созванного и признанного Римскими Папами согласно всем нормам церковного права, и придание этому Собору несвойственного ему по природе статуса некой "супердогмы", превосходящей своей важностью едва ли не все прочие церковные установления. Более того, мы полагаем, что оба этих заблуждения имеют один и тот же корень: так называемую "герменевтику разрыва", придающую данному Собору значение некой поворотной или переломной точки в жизни Церкви, после которой предшествующее как бы само собой отменяется.

С момента возникновения Священнического братства св. Пия X в качестве pia unio в епархии Лозанны, Женевы и Фрибура (в 1970 г.) Международная федерация "Una Voce" оказывала ему содействие в деле поддержания и развития традиционной католической духовности. Мы признательны членам Братства за конкретный положительный вклад, который был внесен ими в становление традиционного движения в Католической Церкви после II Ватиканского Собора.

К сожалению, ряд высказываний и поступков с той и с другой стороны привели к утрате взаимного согласия между Братством и Святым Престолом, что увенчалось трагическими событиями 1988 года, когда монс. М. Лефевр отказался от подписанного им 5 мая 1988 г. протокола примирения, а Святой Престол объявил епископов М. Лефевра, А. де Каштру Майера и четверых других, посвященных ими в епископский сан вопреки прямому запрету Римского Папы, отлученными от Церкви. Как до, так и после случившегося представители всемирного движения и Международной федерации "Una Voce" старались содействовать налаживанию контактов между Братством и органами Святого Престола, достижению взаимного примирения между ними и сохранению, а затем восстановлению канонического положения Братства в Католической Церкви.

Часть призывов и предложений Братства уже удовлетворена Святым Престолом, в том числе в ряде случаев — не без содействия тому со стороны национальных и международных лидеров "Una Voce". (Например, в ответ на запрос представителей британской культуры, организованный "Обществом Латинской Мессы Англии и Уэльса", британской организацией, входящей в FIUV, Папа Павел VI опубликовал знаменитый индульт 1971 г., а позднее по инициативе Президента Международной федерации "Una Voce" д-ра Эрика де Савентхема Папа Иоанн Павел II созвал комиссию кардиналов, установившую, что законного запрета на использование "старого" Миссала никогда не существовало.) Величайшим успехом и признанием для всего традиционного движения стало motu proprio Папы Бенедикта XVI "Summorum Pontificum", юридически уравнявшее в правах так называемые "ординарную" и "экстраординарную" формы Римского обряда. Необходимо подчеркнуть, что Папа пошел на этот шаг не в качестве некой "уступки" Братству — хотя руководители FSSPX давно призывали к нему и приветствовали данное решение — а в первую очередь ради его великой пользы для всей Католической Церкви.

В настоящее время во многих местах верным доступны богослужения по традиционным чинопоследованиям, совершаемые как епархиальным клиром или представителями учрежденных институтов посвященной жизни в соответствии с нормами "Summorum Pontificum", так и членами FSSPX.

Согласно письму секретаря Папской комиссии "Ecclesia Dei" монс. Камилле Перля от 27 сентября 2002 г. и его же последующему разъяснению от 18 января 2003 г., участие католиков в Св. Мессах, совершаемых священниками Братства св. Пия X, допускается, в том числе и как выполнение воскресной и праздничной обязанности. Такое участие в богослужении само по себе не составляет греха, если мотивировано не желанием нарушить общение с Римским Первосвященником и верными, пребывающими в общении с ним, а только набожностью и приверженностью традиционному чину богослужения. Позднее Папа Франциск в Апостольском послании от 20 ноября 2016 г. "Misericordia et misera" (п. 12) установил для верных возможность действительно и законно получать у священников Братства отпущение грехов, а документом Конгрегации Вероучения от 27 марта 2017 г. местным Ординариям было разрешено наделять священников Братства необходимыми полномочиями для ассистирования при заключении брака.

При этом епископы Братства по-прежнему не имеют каких-либо кафедр, а большинство священников лишено какой-либо инкардинации. Таким образом, каноническое положение как отдельных священников Братства св. Пия X, так и всего этого института в Католической Церкви не является до конца нормализованным, а священники Братства в силу канона 1383 ККП запрещены в священнослужении. Ассоциация "Una Voce Russia" поддерживает усилия, предпринимаемые различными сторонами ради скорейшего урегулирования канонического положения Священнического братства св. Пия X в Католической Церкви, считая такое урегулирование потребным для блага как Братства и его духовенства, так и всей Церкви в целом.

В то же время параллельно этим процессам мы стали свидетелями дальнейшей радикализации противостояния, в особенности со стороны части мирян, заявляющих себя последователями монс. М. Лефевра и приверженцами основанного им Священнического братства, однако целиком или в значительной части отрицающими действительность II Ватиканского (XXI Вселенского) Собора, все 16 документов которого были подписаны наряду с другими Соборными Отцами и архиепископом Марселем Лефевром (принимавшим их "в свете всего Священного Предания (Traditio), на основе неизменного Учительства Святой Церкви"[2]); не признающими власть Кодекса Канонического Права 1983 г.; отвергающими всё или почти всё, возникшее в Церкви в "послесоборный" период, не потому, что это дурно, а лишь потому, что этого не было до вышеупомянутого Собора. Во многих случаях, пусть даже на словах это отрицается, речь идет если не о схизме в юридическом смысле этого слова, то, по крайней мере, о схизматической ментальности (ср. письмо секретаря Папской комиссии "Ecclesia Dei" от 28 сентября 1999 г., прот. No. 539/99) — желании отделиться от Святого Престола и верных, находящихся в подчинении ему.

Ассоциация "Una Voce Russia" исходит из представлений о необходимости восстановления и укрепления традиционных форм богопочитания именно в рамках канонически установленных структур Церкви (т. е. епархий, приходов, признанных институтов посвященной жизни и т. п.) и всецело в рамках канонического права, во взаимодействии с Ординариями, настоятелями и прочими пастырями, осуществляющими свое служение на законных основаниях[3]. Мы понимаем под Традицией не только сохранение дореформенной Римской литургии самой по себе, но также сбережение в целости католической веры и католического понимания церковной дисциплины, что представляется нам неотъемлемой частью той же единой миссии. С благодарностью принимая помощь и поддержку от тех священников Братства и приверженных ему мирян, которые хотят их оказать, Ассоциация учитывает также, что любые высказывания и действия со стороны последних, направленные, напротив, на дискредитацию данной программы, формирование негативного отношения к богослужениям согласно традиционным формам, совершаемым вне Братства и аффилированных с ним структур, и пребыванию священников в канонически регулярном статусе, не могут рассматриваться иначе, как входящие в противоречие с целями и задачами "Una Voce".

На уровне Ассоциации "Una Voce" в России не оказывает поддержку богослужениям, которые представители Братства св. Пия X или каких-либо иных структур организуют без одобрения со стороны законных церковных властей, и не рекомендует своим членам участвовать в таких богослужениях при наличии достойной альтернативы. В качестве частных лиц члены Ассоциации, решая, следует ли им участвовать в таких богослужениях или как-либо поддерживать их, должны принимать во внимание всё вышеизложенное.

Настоящее постановление заменяет собой документ "Отношение Ассоциации Una Voce Russia к Священническому братству св. Пия X (FSSPX)" от 19 сентября 2015 г., принятый координационным советом Ассоциации, и более ранние документы по данному вопросу.

 

[1] Св. Викентий Леринский, Памятные записки Перегрина, II. См. также выступления Папы Иоанна Павла II от 6 ноября 1978 г. и Папы Бенедикта XVI от 22 декабря 2005 г.

[2] См. его письмо Папе св. Иоанну Павлу II от 8 марта 1980 г., английский перевод опубликован в журнале "30 Days" за июль-август 1988 г.

[3] Ср. Послание Папы Бенедикта XVI к епископам Католической Церкви касательно снятия отлучения с четырех епископов, посвященных архиепископом Лефевром, от 10 марта 2009 г.

 

[Принято Советом Ассоциации "Una Voce Russia" 18 апреля 2018 г.]

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.