Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.
Анатолий Чистов. (c) Фото из архива Una Voce Russia.
R.I.P.
Анатолий Чистов
30.VIII.1970 † 23.VII.2012
магистр истории Гейдельбергского университета, работник прихода Непорочного Зачатия в Москве, член Una Voce Russia с 2005 г.
 In paradisum deducant te Angeli; in tuo adventu suscipiant te martyres, et perducant te in civitatem sanctam Jerusalem. Chorus angelorum te suscipiat, et cum Lazaro quondam paupere aeternam habeas requiem.
Все новости

 

Генеральный настоятель Священнического братства св. Пия X монс. Бернар Фелле дал интервью немецкому изданию "Die Presse".

Die Presse: Как продолжается столь нашумевший в январе диалог между Братством и Римом?

Епископ Бернар Фелле: Свои представления мы сформулировали в начале июня. В ближайшие дни ожидается решение Папы относительно того, как будет организована дискуссия. Несомненно, будет создана дискуссионная комиссия с участием ряда римских богословов и наших священников.

Какие цели вы преследуете - получить особую нишу или же полностью изменить Церковь в своем духе?

Фелле: Хороший вопрос. Кто или что изменилось? Разумеется, если кто-то заявляет, что вся Церковь должна измениться. По большому счету, мы не оппоненты - я скорее сравнил бы нашу ситуацию с градусником, который показывает, что организм лихорадит. То есть существует проблема, которая должна быть разрешена. И проблема не у нас, а у руководства Церкви. Церковь переживает серьезный кризис, а в Риме хотят его разрешить столь мягкими средствами, что болезнь только развивается, и конца кризиса уже не видно. Мы же предлагаем меры, которые могут помочь.

Конфликтных точек две: ваш тезис об опасности, которой подвергается суть веры, и отвержение вами определенных документов Второго Ватиканского Собора. Должен ли Рим отозвать или изменить эти документы, или же возможна ситуация типа "мы согласны иметь разногласия"?

Фелле: Нынешнее замешательство порождено в значительной степени культурным кризисом не только Церкви, но и всего нашего мира - кризисом мышления, философии. Некоторые аспекты этого кризиса проявились и в документах Собора. Определенные причины кризиса мы видим в Соборе. Рим должен быть готов внести ясность, поскольку Собор толкуют самым разным образом. Что именно должны мы признать? Каждый богослов интерпретирует эти документы по-своему. Святой Отец в своем толковании Собора уже осудил разрыв преемственности. Но 80 процентов епископов и богословов настаивают на нем. Хотя проблема не в этом.

Вы отрицаете не только те или иные толкования, но и ряд самих документов - те, в которых идет речь о свободе вероисповедания и уважении к другим религиям.

Фелле: Одни пример: В декларацию о коллегиальности епископов (прим.: речь идет о соборном документе "Lumen Gentium") уже во время Собора вносил поправки Папа Павел VI. Истолковать соборный текст в католическом смысле можно лишь с помощью текста, изданного Папой - так называемой "Nota praevia". (Прим.: Папа Павел VI заявил, что епископы могут руководить Церковью как коллегиальная группа, но только "под руководством Папы и вместе с ним). Некоторые, к сожалению, читают Собор без учета "Nota praevia".

Сможет ли папская "Nota praevia" по двум спорным утверждениям удовлетворить ваши требования?

Фелле: Мы не можем указывать Церкви, как и что ей думать. Мы никогда так не считали. Мы говорим: до сих пор Церковь считала так-то и так-то, а сейчас появляется нечто непонятное. Мы просим разъяснений.

Другой камень преткновения между вами и Римом это тридентский обряд. Благодаря тому, что Папа вновь его санкционировал, этот вопрос в основном разрешился. Вам этого достаточно или же вы ожидаете чего-то еще большего?

Фелле: Я уверен, что будет нечто большее. Положение с литургией должны улучшить не мы, а сам Рим. И это произойдет.

Папа несколько видоизменил старый обряд, например, введя новую молитву Страстной Пятницы об иудеях. Вы используете старую ее версию?

Фелле: Да, мы используем старую версию.

Возможно ли, чтобы вы последовали за Папой и ввели у себя новую молитву?

Фелле: Да, это можно себе представить. То, что говорит Папа, не противоречит вере. Проблема возникает скорее на фоне истории, а также в связи с отношением верующих - молитва Страстной Пятницы это одна из древнейших молитв, какие у нас есть.

Для примирения с Римом от вас, вероятно, потребуется какая-то декларация лояльности. Сможете ли вы ее представить, даже если Церковь не во всем вновь облачится в дособорные одеяния?

Фелле: Я скорее сказал бы так: это возможно, если будут прояснены католические принципы, пусть даже не все проблемы будут решены. Сейчас стал очевиден вопрос весьма практического свойства: как нас примут? Есть очень резкое противодействие. Именно оно сейчас мешает нам продолжать идти по этому пути. Если оппозиция окажется слишком сильна, мы просто скажем: ну что ж, подождем еще немного.

Сейчас яблоком раздора стало то, что FSSPX объявило о рукоположении 27 июня в Цайцхофене трех новых священников. Многие рассматривают это как провокацию против Рима и Папы, чью протянутую руку вы как бы кусаете.

Фелле: Мне жаль, что это кажется кому-то провокацией. Рукоположения проходят в одной и той же форме ежегодно уже 30 лет. Когда мы в Риме говорили об отлучениях и т. д., вопрос о том, что рукоположения нужно прекратить, вообще не ставился. Для нас это такой же вопрос жизни, как дыхание: эти священники нужны нам.

Нельзя все сводить к рукоположению трех человек. Не разумно ли было бы отложить эти рукоположения, чтобы улучшить климат?

Фелле: Проблема есть только в Германии. В Риме к этим рукоположениям относятся с сочувствием, пусть даже говорят, что они незаконны и не соответствуют каноническому праву. Нам сказали, что мы находимся в промежуточном положении, в котором мы можем вести мирные переговоры, и Рим также может нас наблюдать. Мы не имеем ничего против того, чтобы Рим прислал к нам наблюдателя. Мы сами это предлагали, хотя, быть может, недостаточно ясно.

Вас удивило то, что Рим не стал выдвигать никаких условий для снятия отлучений?

Фелле: Вовсе нет. Речь идет о восстановлении отношений. Учитывая все раны, все случившееся, происходить это может лишь маленькими шажками. В этом смысле жест Папы, который мы приняли с благодарностью, тоже должен был стать жестом, направленным на улучшение климата. Мы принимаем его, но никоим образом не так, чтобы прекратить свою работу.

Когда Папа снял отлучения, его часто сравнивали с отцом, принимающим блудного сына, вернувшегося домой с раскаяньем. Было ли это так, или же вы не чувствуете себя кающимися блудными сыновьями?

Фелле: Да, да, но уже не в этом направлении. Но мы со своей стороны открыты. Мы просили об этих переговорах, и наша просьба была принята. Мы сожалеем о том, что определенные круги в своей ненависти пытаются их саботировать.

Почему вы не могли провести священнические рукоположения где-либо еще? Резкую реакцию немецких епископов можно было предугадать.

Фелле: В данный момент очевидно, что злоба неизбежна. Что бы мы ни делали, мы все равно будем черной овцой. Таково мое впечатление. В какой-то момент мы говорим, что больше отступать не станем. Вы должны это понять.

То есть вы не находите в своих действиях ничего, направленного против воли Папы?

Фелле: Это значило бы неверно их истолковать. Это не враждебный поступок, я написал Папе и попросил его считать эти рукоположения не мятежом, а шагом, направленным на выживание в сложных обстоятельствах.

Как бы вы ни хотели толковать эти рукоположения, Папа все равно оказался в неприятной ситуации.

Фелле: Я хорошо это понимаю. Ситуация неприятна для всех. Позвольте повторить: проблема порождена различными течениями в Церкви, которые сами едва ли жизнеспособны. Разрешить ее в конечном итоге может только Папа. Но я не уверен, может ли она когда-либо быть разрешена.

Что сейчас делает епископ Уильямсон?

Фелле: Он в Лондоне. Молится, изучает материалы - больше ничего.

Вы предвидите возможный конец его внутреннему изгнанию?

Фелле: Я не предвижу. Все зависит от него самого.

Возможно, вы хотели бы еще дальше дистанцироваться от его отрицания Холокоста.

Фелле: Если подобные заявления вновь повторятся, это нельзя будет стерпеть.

- Die Presse, 22. 06. 2009

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.