Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Oremus pro Antistite nostro Joseph. Stet et pascat in fortitudine tua, Domine, in sublimitate nominis tui.
Все новости

 

Член Ассоциации Una Voce Russia, кандидат биологических наук Сергей Будаев опубликовал в англоязычном "Journal of Religion and Health" статью "Безопасность и благоговение: как римо-католическая литургия может реагировать на пандемию COVID-19".

Католической Церкви, - поясняет ученый, работающий в Университете Бергена (Норвегия), - свойственно физическое поклонение и совершение таинств. В ситуации продолжающейся коронавирусной пандемии крайне необходим баланс между требованиями здравоохранения и сохранения благочестия. В статье рассматриваются основные пути передачи вируса SARS-CoV-2, а также меры для снижения риска заражения в контексте римско-католической литургии без ущерба для ее красоты и благоговейного отношения. Показано, что наилучший баланс может быть достигнут путем ассимиляции традиционных элементов Римского обряда. Традиционный обряд отличается не только глубоким почтением к Тайне Веры, но также элементами социального дистанцирования, которые позволяют уменьшить риск заражения инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.

"Активное участие" верных в традиционной литургии минимально, что уменьшает физический контакт со священником. Это, в свою очередь, значительно уменьшает риск для последнего. Священник, будучи главной "точкой отказа" ("point of failure"), теоретически может заразить большое количество прихожан, поэтому обеспечение его безопасности должно быть приоритетом. В то же время вероятность того, что хотя бы один из верных заразен, растет экспоненциально от размера группы согласно формуле 1-(1-p)n.

Для традиционного Римского обряда характерны следующие элементы: (1) минимальная вербальная активность верных, что уменьшает продукцию капель слюны и выдыхаемого аэрозоля, (2) принятие Причастия в коленопреклоненном положении, приводящее к разделению дыхательных потоков священника и верного, (3) использование алтарной балюстрады, при котором священник подходит к коленопреклоненному причастнику (а не причастник к священнику).

Обычная практика Novus Ordo, напротив, поощряет физический контакт как между прихожанами, так и между прихожанами и священником. Например, принятие Причастия стоя и вербальный ответ причастника приводит к тому, что священник вдыхает потенциально зараженный дыхательный аэрозоль и капли причастника.

В статье проанализирована научная литература по передачи инфекций через Причастие; делается вывод, что принятие Его в уста безопасно. Не существует научных публикаций демонстрирующих противоположное. Более того, риск передачи коронавирусной инфекции ⇒ фомитами невелик (и был до последнего времени значительно преувеличен).

Ознакомиться с полным текстом статьи Сергея Будаева (на английском языке) можно на сайте издания.

- UVR, 26. 05. 2021

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.