Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Deus, qui inter summos Sacerdotes famulum tuum Benedictum ineffabili tua dispositione connumerari voluisti: praesta, quaesumus; ut, qui unigeniti Filii tui vices in terris gerebat, sanctorum tuorum Pontificum consortio perpetuo aggregetur. Per eundem Dominum.
Все новости

 

Старая Месса остается неприкосновенной

Епископы Апулии просят отменить motu proprio Ратцингера; Бергольо говорит "нет": необходимо и новое, и старое

Маттео Матцуцци

Те, кто думал, что с приходом на Престол святого Петра южноамериканского иезуита Хорхе Марии Бергольо латинская Месса в экстраординарной форме навеки отправится в архив, просчитались. Motu proprio Ратцингера от 2007 года "Summorum Pontificum" неприкосновенно, и Миссал 1962 года в редакции Иоанна XXIII (последняя версия "тридентского" Миссала св. Пия V) в безопасности. Этот обряд, служимый лицом к Богу, а не к народу, обряд с алтарной преградой, отделяющей скамейки для мирян от пресвитерия, - не хлам, списанный пылиться в каком-нибудь музее. Так выразился не кто иной, как правящий понтифик несколько дней назад в Апостольском дворце на приеме, данном делегации епископов Апулии; последние прибыли в Рим с визитом ad limina, совершаемым раз в пять лет епископами всего мира.

Как пишет в своем блоге ватиканист Сандро Маджистер, апулийские епископы оказались самыми "болтливыми" с духовенством и с журналистами. На прошлой неделе Луиджи Мартелла, епископ Мольфетты, рассказал, что Папа Франциск готов в течение этого года подписать энциклику, посвящённую вере, которую Бенедикт XVI собирается закончить в тиши монастыря "Mater Ecclesiae". Прелат добавил, что Бергольо обдумывает своё второе пастырское послание "Beati pauperes", посвященное бедности. Святой Престол был вынужден опровергать, исправлять и уточнять эти заявления устами о. Фредерика Ломбарди, призвавшего "думать об одной энциклике за раз". Далее он упомянул о Доменико Падовано, епископе Конверсано и Монополи, рассказавшем духовенству своей епархии, что епископы области Тавольере в первую очередь, якобы, старались объяснить Папе: Месса по старому обряду вызывает серьезные разногласия в Церкви. Подтекст: "Summorum Pontificum" должно быть отменено или же значительно ограничено. Но Папа Франциск сказал "нет". Тот же монсеньор Падовано разъяснил, что Папа Франциск ответил им: следует сдерживать экстремизм некоторых традиционалистских групп, но в то же время опираться на традицию и создавать условия для ее сосуществования с новшествами.

В связи с этим, пишет Маджистер, Бергольо рассказал, что после его избрания на Папский престол на него пытались надавить желающие сменить литургического церемониймейстера: Гвидо Марини, отрекомендованного Папе традиционалистом, требовали отправить обратно в Геную - в город, который Марини скрепя сердце оставил в 2007 году, подчинившись воле Бенедикта XVI, желавшего видеть его в Риме. Однако и в этом случае Франциск решительно отказался от каких-либо перемен в Службе церемоний. И он пошел на это, "чтобы перенять его традиционную подготовку", позволив кроткому актеру второго плана Марини "извлечь пользу из моей собственной, более раскрепощенной формации".

Культурные различия есть во всем; Папа-иезуит, который, согласно игнацианской традиции, "nec rubricat nec cantat", внезапно оказался выброшен в мир, где последние восемь лет терпеливо и постепенно восстанавливались элементы литургики, преданные забвению на три-четыре десятилетия ради тех, кто видел во II Ватиканском соборе разрыв в том числе, в литургической сфере. Красная нить богослужений при Бенедикте - сочетание торжественности и сдержанности: примером служат возвращение в центр алтаря креста и семи высоких подсвечников, просьбы не аплодировать. И еще латынь, язык Церкви, вернувшийся в обиход не только в Риме, но и во всех уголках планеты, включая Африку. Когда мартовским вечером Бергольо впервые появился на балконе Благословений, в одной белой сутане, без моцетты и без епитрахили, многие, глядя на серьезное лицо Марини, предсказывали ему немедленную отставку. Однако Папа Франицск понимает, что Рим - не Буэнос-Айрос, и быть Папой - значит, помимо прочего, сохранять символический аппарат, укорененный в истории и тысячелетней традиции Католической Церкви.

Преемственность по вкусу не всем, и восстановленное за годы правления Бенедикта XVI не понравилось многим даже в леонинских стенах. Монсеньор Серджио Пагано, префект Тайного архива Ватикана, заявил 7 мая в кулуарах на презентации факсимильного издания Буллы Иоанна XXIII "Humanae salutis" о созыве Вселенского Собора: "когда я сегодня на некоторых алтарях в базиликах вижу эти семь подсвечников, возвышающихся над крестом, то на ум мне приходит мысль: насколько же плохо мы до сих пор понимаем конституцию о литургии "Sacrosanctum Concilium". Вот почему некоторые, как епископ Чериньола-Асколи Сатриано монсеньор Феличе ди Мольфетта, считают, что Месса в экстраординарной форме несовместима с миссалом Павла VI, ординарным выражением lex orandi Католической Церкви латинского обряда. Несколько дней назад он поведал верным своей епархии, что тепло приветствует выбор Папой Франциском "стиля богослужения, вдохновленного благородной простотой, одобренной Собором".

- "Foglio Quotidiano", пер. Филиппа Ермилова под ред. Ольги Карповой, 31. 05. 2013

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.