Una Voce Russia На главную страницу библиотеки

Папа Иоанн Павел II

Послание Святого Отца

президенту Папского Комитета по историческим наукам Его Высокопреосвященству монсеньору Вальтеру Брандмюллеру по случаю 50-й годовщины основания этого Комитета

1. Церковь Христова наделена в отношении человека ответственностью, которая некоторым образом простирается на все измерения его бытия. Поэтому она всегда чувствовала, что ей поручено содействовать развитию человеческой культуры, способствуя поискам истинного, доброго и прекрасного, дабы человек мог все более соответствовать замыслу Бога-Творца.

Ради достижения этой цели также очень важно культивировать серьезное историческое познание различных областей, в которых развивается жизнь отдельного человека и общины. Нет ничего более несостоятельного, чем люди или группы людей, лишенные истории. Незнание собственного прошлого неизбежно ведет к кризису и потере самобытности отдельного человека и общины.

2. Более того, верующий ученый знает, что имеет в священных Писаниях Ветхого и Нового Завета дополнительный ключ к приобретению адекватного познания человека и мира. Именно в библейском послании познается человеческая история на ее наиболее потаенных изгибах: сотворение, трагедия греха, искупление. Так определяется подлинный интерпретативный горизонт, внутри которого события, процессы и фигуры истории могут быть поняты в их наиболее сокровенном значении.

В этом контексте должны быть также указаны возможности, которые обновленная историческая картина может приоткрыть для гармоничного общежития народов, поддержанного взаимопониманием и взаимным обменом культурными достижениями. Исторические исследования, свободные от предвзятости и опирающиеся исключительно на научные документы, играют незаменимую роль в разрушении барьеров, существующих между народами. Нередко тяжелые заграждения возводились в ходе веков по причине пристрастности историографии и взаимных обид. Последствия оказались таковыми, что еще сегодня существуют непонимания, являющиеся препятствием на пути к миру и братству между людьми и между народами.

Самые недавние устремления к преодолению ограниченности национальной историографии в целях приобретения расширенного видения более широких географических и культурных контекстов могли бы оказаться великим обновлением, потому что обеспечили бы сравнительный взгляд на события, позволяя давать им более выверенную оценку.

3. Откровение Бога людям произошло в пространстве и времени. Его кульминационный момент - становление божественного Слова человеком, Его рождение от Девы Марии в городе Давидовом во времена царя Ирода Великого - был историческим событием: Бог вошел в человеческую историю. Поэтому мы отсчитываем годы нашей истории от рождения Христа.

Основание Церкви, посредством которой Он пожелал передавать после Своего Воскресения и Вознесения плод искупления человечеству, также является историческим событием. Сама Церковь представляет собой исторический феномен, а потому выдающийся объект исторической науки. Многочисленные ученые - некоторые из которых даже не принадлежат к Католической Церкви - посвятили ей свои интересы, внося важный вклад в понимание перипетий ее земной истории.

4. Подлинная конечная цель Церкви состоит, помимо прославления Триединого Бога, в передаче спасительных благ, вверенных Иисусом Христом Апостолам, - Его Евангелия и Его Таинств, - каждому поколению человечества, нуждающегося в истине и спасении. Это Спасение, которое Церковь получает от Господа и передает людям, - именно тот способ, каковым она осуществляет и ведет к свершению Себя Саму в ходе истории.

Поскольку этот процесс передачи, когда он протекает посредством законных органов, ведется Святым Духом в согласии с обетованием Иисуса Христа, он сам приобретает богословское, сверхъестественное значение. Итак, то, что проявлялось в ходе истории на уровне развития доктрины, жизни в таинствах и устроении Церкви, гармонично сочетаясь с апостольской традицией, должно рассматриваться как ее органическая эволюция. Поэтому история Церкви являет себя как тот источник, из которого следует черпать, дабы лучше познавать саму истину веры.

5. Со своей стороны, Святой Престол всегда поощрял исторические науки посредством своих научных учреждений, о чем, между прочим, свидетельствует основание пятьдесят лет назад Папой Пием XII Папского Комитета по историческим наукам.

Церковь живо заинтересована во все более углубляющемся познании своей собственной истории. С этой целью сегодня более, чем когда-либо, необходимо тщательное преподавание историко-церковных дисциплин, прежде всего для кандидатов ко священству, как рекомендовано в декрете Второго Ватиканского Собора "Optatam totius" (см. п. 16). Однако для того, чтобы успешно заниматься изучением церковной традиции, абсолютно необходимо твердое знание латинского и греческого языков, без которых доступ к источникам церковной традиции оказывается прегражденным. Даже сегодня лишь с их помощью возможно вновь открыть сокровище опыта жизни и веры, которое Церковь под водительством Святого Духа накапливала все прошедшие две тысячи лет.

6. История учит, что всякий раз, когда в прошлом приобретались новые знания источников, закладывались основы для нового расцвета церковной жизни. Если "historia magistra vitae" (история - наставница жизни), как утверждает древнее латинское выражение, история Церкви может быть также названа "magistra vitae christianae" (наставницей жизни христианской).

Поэтому желаю, чтобы эта Встреча [посвященная 50-летию Комитета] придала новый толчок занятиям историей. Это обеспечит новые поколения все более глубоким познанием тайны спасения, действующего во времени, и у все большего числа верных породит желание обильно черпать из источников благодати Христовой.

 

С этим пожеланием я посылаю вам, монсеньор, докладчикам и участникам Встречи мое сердечное благословение.

 

Из Ватикана, 16 апреля 2004 г.

 

Иоанн Павел II

 


Перевод: Алексей Цуркан