Ассоциация Una Voce RussiaБиблиотека Una Fides
Русскiй католикъ

Ниже приводятся краткие биографические справки об авторах, труды которых представлены в библиотеке «Русскiй католикъ». Конечно, деление по «эпохам» здесь весьма условно: так, например, о. Станислав Тышкевич SJ остался за границей еще до революции, а его основные публикации относятся как к межвоенному периоду, так и ко времени после Второй мировой; диакон Василий фон Бурман – эмигрант первой волны, но католичество принял уже в 1940-х, одновременно с несколькими нашими авторами, проведшими молодость в СССР и лишь потом осевшими на Западе; И. А. Забужный первые два издания своей книги опубликовал в царской России, а третье – в Константинополе, и т. д. Тем не менее, такая рубрикация, как мы надеемся, поможет читателю сориентироваться в представленном материале.

Дореволюционные русские авторы

Волконская, Елизавета Григорьевна (19(31).10.1838 – 15(27).02.1897). Княгиня, детство и юность провела в Риме, где ее отец служил в русской миссии при Папском престоле. Считается первой женщиной в истории России, серьезно занимавшаяся богословско-историческими вопросами. Официально приняла католичество в 1887 г., за свою книгу «О Церкви» удостоилась от обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева звания «самой опасной женщины России». Мать шестерых детей, двое из которых впоследствии также сыграли важную роль в истории русского католичества (священник Александр Волконский и деятель Русского апостолата за рубежом Петр Волконский, 1861-1947).

Гааз, Фридрих Йозеф (Федор Иванович, Haass, Friedrich Joseph Laurentius; 24.08 (4.09) 1780 – 16(28).08.1853). Уроженец Германии, в 1806 г. приехал в Россию в качестве домашнего врача и в итоге навсегда остался в Москве. Занимался благотворительностью, посвятил себя борьбе за облегчение участи заключенных и ссыльных, получил прозвище «святой доктор».

Жеребцов, Михаил Дмитриевич (29.12.1824 – 26.02.1905). Псевдонимы: Сергей Асташков, Василий Ливанский. Принадлежал к высшему петербургскому кругу, был церемониймейстером Высочайшего Двора. Состоял на дипломатической службе, являлся младшим советником Министерства иностранных дел. Принял католичество после тщательного изучения истории Церкви; вместе с В. С. Соловьевым (1853-1900) и княгиней Е. Г. Волконской (1838-1897) составлял первое ядро русских католиков.

Эмиграция первой волны

Волконский, Александр Михалович (25.04.1866 – 18.10.1934). Сын обер-гофмейстера князя Михаила Сергеевича Волконского и его жены Елизаветы Григорьевны, принявшей католичество и считающейся первой русской женщиной-богословом. Офицер, в 1908 и 1915-1917 гг. – русский военный агент в Италии. Остался в эмиграции, поддерживал тесные связи с генералом Врангелем. Официально принял католичество в 1930 г. и в том же году был рукоположен в священники славяно-византийского обряда.

Гаврилов, Михаил Николаевич (9.04.1893 – 4.04.1954). Эмигрант «первой волны», окончил Сорбонну. Участник Русского апостолата за рубежом. Преподавал в русской гимназии в Париже и в интернате св. Георгия в Медоне, вел научную и просветительскую деятельность при Католическом университете в Париже. Опубликовал множество статей в журнале «Россия и Вселенская Церковь», парижском католическом бюллетене «Наш Приход», печатался в различной немецкой, английской и французской периодике.

Данзас, Юлия Николаевна (9.05.1879 – 13.04.1942). В монашестве Иустина; псевдоним: Юрий Николаев. Статс-фрейлина императрицы Александры Федоровны, автор ряда книг, в т. ч. первой русской монографии о гностицизме I-II вв. «В поисках за Божеством». Участница боевых действий Первой мировой войны. Приняла католичество под влиянием блаж. Леонида Федорова, вместе с ним организовала в 1921 г. доминиканскую монашескую общину Святого Духа, а в 1922 г. сама постриглась в монахини. В 1923-1932 гг. в заключении, спустя чуть меньше двух лет после освобождения смогла выехать за границу. Работала в доминиканском центре по изучению России «Истина», преподавала в Руссикуме.

Сипягин, Александр Григорьевич (17.08.1875 – 16.01.1941). Русский дворянин, племянник министра внутренних дел Дмитрия Сергеевича Сипягина. Предположительно, тайно принял католичество в первой половине 1900-х гг. Примыкал к левому крылу партии конституционных демократов, депутат Государственной думы Российской империи I созыва (1906), где познакомился с епископом Эдуардом фон Роппом, также входившим в состав Думы. Овдовев, в 1909 г. стал католическим священником, преподавал в Саратовской семинарии. В начале Гражданской войны направлен в Константинополь по вопросам русских военнопленных, затем преподавал в интернате св. Георгия, в Руссикуме, в миссионерском институте при Католическом университете в Кракове. Много публиковался в русской католической периодике.

Тышкевич, Станислав Михайлович (28.12.1887 – 20.06.1962). В монашестве славяно-византийского обряда Евлампий; псевдонимы: Сергей Босфоров, Spectator. Польско-украинский граф, урожденный католик латинского обряда, иезуит с 1909 г., священник с 1915 г., участник Русского апостолата за рубежом. Перешел в славяно-византийский обряд в 1937 г., последние годы провел в «Руссикуме». См. также книги и статьи в текстовом формате.

Франк, Семен Людовигович (16(28).01.1877 – 10.12.1950). Русский философ и религиозный мыслитель еврейского происхождения. В юные годы увлекался марксизмом, затем стал критически относиться к нему, примыкал к правому крылу партии конституционных демократов. С 1912 г. - приват-доцент Петербургского университета, в том же году крестился. В 1922 г. выслан из Советской России на первом «философском пароходе», жил в Германии, затем бежал от нацистов во Францию, скрывался. В 1945 г. перебрался в Британию.

Послевоенный Русский апостолат

Блашкевич, Василий Николаевич (27.01.1915 – 3.03.1981). В монашестве Хризостом, Иоанн Хризостом; псевдоним: Андрей Беломорский. В студенческие годы принадлежал к московской общине «мечевцев», формально не порывавших с Московским Патриархатом, но сторонившихся сергианства и всего советского. Во время Второй мировой войны перешел к немцам. В 1944 году в Польше принял католичество и в 1946 г. поступил в бенедиктинское аббатство Нидеральтайх в Баварии; получил западное богословское и философское образование, священник византийского обряда с 1952 г. Специалист по истории старообрядчества.

Близнецов, Павел Иванович (29.06.1913 – 24.09.1989). Псевдоним: Павел Дидимов. Советский летчик, офицер (был начальником химической службы батальона аэродромного обслуживания). В 1942 г. попал в немецкий плен, после освобождения остался на Западе и, спасаясь от насильственной репатриации, приехал в Рим, где стал посещать богослужения в церкви при Руссикуме. Принял католичество в 1947 г. Священник с 1952 г. Служил в лагерях беженцев, был в Фатиме, но в конце концов обосновался в Германии, где создал пастырский центр.

Бурман, Василий фон (1891 – 1959). В монашестве Владимир. Уроженец Варшавы, из обрусевших балтийских немцев. Офицер царской, затем Белой армии. В конце Гражданской войны эмигрировал в Хорватию, во время Второй мировой служил в Русском охранном корпусе. Принял католичество в аббатстве Нидеральтайх в Баварии в 1945 г., где затем стал монахом-бенедиктинцем, жил во Франции, где перевел на русский язык «Историю одной души» св. Терезы из Лизье, и США. Рукоположен в сан диакона славяно-византийского обряда в 1955 г.

Извольская, Елена Александровна (1896-1975). В монашестве Ольга. Дочь дипломата, последнего царского посла во Франции А. П. Извольского (1856-1919). В Советскую Россию не вернулась, занималась переводами, сотрудничала с журналами духовного направления. Приняла католичество, сохранив восточный обряд, в 1923 г. С 1941 г. в США. Издавала журнал «Третий час» (всего за 1946-1976 гг. вышло десять номеров), участвовала в «Движении католических рабочих». Незадолго до смерти приняла монашеский постриг.

Корниевский, Иван (Иоанн) Никитич (20.02.1910 – 13.06.1984). Родился в Тобольской губернии в семье зажиточного крестьянина. Служил в РККА, имел звание техника-интенданта 2 ранга (соответствует старшему лейтенанту). В июне 1941 г. попал в плен, после освобождения остался на Западе. Принял католичество, с 1950 г. учился в Руссикуме, в 1955 г. рукоположен в священный сан по восточному обряду. Служил в Германии, в Бельгии, работал в русском католическом издательстве «Жизнь с Богом». В 1962 г. при неясных обстоятельствах выехал или был похищен и вывезен в СССР, где судим за «шпионаж», но впоследствии реабилитирован. Жил с родственниками в Запорожье, где совершал богослужения на квартире и поддерживал связь с издательством «Жизнь с Богом».

Украинская католическая диаспора

Сабол, Севастьян (Сабол, Севастіян; в миру: Степан Михайлович, известен также под поэтическим псевдонимом Зореслав; 7.12.1909 - 20.02.2003). Родился в русинско-словацкой семье в северо-восточной Словакии, в 1924 г. вступил в греко-католический монашеский орден василиан. Священник с 1934 г., преподавал в семинарии в Ужгороде, был редактором журналов «Благовісник» и «Місіонер». В 1939 г. арестован занявшими Закарпатье венграми и выслан в Прешов. В 1948 г., избегая ареста, нелегально перешел в Австрию (заочно приговорен к пожизненному заключению), затем переехал в Рим, где получил степень доктора богословия за диссертацию о Мелетии Смотрицком. С 1951 г. - в США.

Зарубежные авторы в русских переводах

Буйе, Луи (Bouyer, Louis; 17.02.1913 – 22.10.2004). Французский католический священник и богослов, член конгрегации ораториан Иисуса и Марии. Урожденный лютеранин, стал католиком благодаря изучению христологии и экклесиологии св. Афанасия Александрийского. После II Ватиканского Собора участвовал в работе литургической комиссии под руководством А. Буньини, к результатам ее деятельности отнесся критически. Дважды (в 1969 и 1974 гг.) назначался членом Международной Теологической комиссии.

Гриньон де Монфор, Людовик (Grignon de Montfort, Louis-Marie; 31.01.1673 – 28.04.1716). Французский католический писатель эпохи барокко, внес большой вклад в распространение почитания Пресвятой Девы Марии. Священник с 1700 г., капеллан в больнице города Пуатье, затем странствующий проповедник. Канонизирован в 1947 г.

Каррель, Алексис (Carrel, Alexis; 28.06.1873 – 5.11.1944). Французский хирург, биолог, патофизиолог и евгенист, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1912 году. Свидетель чудесного исцеления в Лурде.

Ладриер, Жан (Ladrière, Jean; 7.09.1921 – 26.11.2007). Бельгийский логик и философ, в 1959-1986 гг. профессор Католического университета Лувена.

Легоде, Альсим-Жюд (Lehodey, Alcime-Jude; 17.12.1857 – 6.05.1948). В монашестве Виталий. Француз, рукоположен в сан священника в 1880 г., а в 1890 г. поступил в траппистское аббатство Нотр-Дам-де-Грас в Брикбеке, которое возглавлял сначала в качестве настоятеля ad nutum, а затем аббата с 1893 по 1929 гг. Автор ряда книг мистического характера, переводившихся на разные языки.

Лелотт, Фернанд (Lelotte, Fernand; 15.03.1902 – 7.05.1979). Бельгийский иезуит, духовный писатель. В первой половине 1960-х неоднократно подвергался «критике» в советской печати. Ключевой труд о. Лелотта – «Решение проблемы жизни» (1947) – переведен по крайней мере на 15 языков, включая русский; на эту публикацию советский атеистический пропагандист, бывший протоирей РПЦ МП А. А. Осипов откликнулся целой книгой.

Маццелла, Камилло (Mazzella, Camillo; 10.02.1833 – 26.03.1900). Итальянский куриальный кардинал, иезуит. Последовательно возглавлял Священные Конгрегации индекса (1889-1893), образования (1893-1897) и обрядов (1897-1900).

Норман, Николай (Norman, Nicholas A.) Американский священник, руководитель Товарищества Марии Царицы всех сердец (Confraternity of Mary, Queen of All Hearts) в Чикаго.

Тондини де Куаренги, Чезаре М. (Tondini de' Quarenghi, Cesare M.; 11.01.1839 – 29.06.1907). Итальянский священник, член и с 1905 г. генеральный прокуратор конгрегации варнавитов. В юности познакомился с русским варнавитом о. Григорием (Августином М.) Шуваловым (1804-1859), от которого перенял любовь к России и на всю жизнь посвятил себя делу Св. Унии.

 

Ищем данные: Забужный И. А., Никольский Александр.