Una Voce RussiaНа главную страницу библиотекиНа главную страницу молитвенника

ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА

 

СВ. КРЕЩЕНИЕ.

 

Крещение младенцев обыкновенно совершается в церкви. С крещением не следует медлить, дабы не подвергать младенца опасности умереть без крещения. По правилам католической Церкви, крещение можно совершать и ранее 8-ми дней от рождения и даже в самый день рождения. - Крещаемого младенца приносят или предъявляют восприемники, т.-е. крестный отец и крестная мать. Для детей католиков следует избирать в восприемники непременно лиц католического вероисповедания, так как они от имени младенца делают исповедание веры в католической Церкви и впоследствии обязаны наблюдать за католическим воспитанием своего восприемыша и помогать ему в обучении католической вере. - Чин крещения совершается на латинском языке; но священник ставит восприемникам некоторые вопросы на понятном им языке и они отвечают на том же языке. Эти вопросы и ответы приводятся здесь. При крещении следует обнажить грудь, верхнюю часть спины младенца для помазания елеем и голову дли крещения св. водою.

 

Сначала священник спрашивает по имени младенца:

N. Чего требуешь ты от Церкви Божией?

Восприемники отвечают: Веры.

Свящ. Что дает вера?

Воспр. Жизнь вечную.

Свящ. Если хочешь наследовать жизнь вечную, соблюдай заповеди. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душей твоей, всем разумением твоим, а ближнего твоего, как самого себя.

Затем следует несколько молитв, так называемых заклинательных, которыми Церковь испрашивает у Бога удаление от младенца нечистых духов. Также сыплется в уста ребенка немного освященной соли, символически обозначающей христианскую мудрость.

Подходя ближе к купели, восприемники вместе со священником читают: Верую, а потом: Отче наш.

Священник прикасается к ушам и ноздрям младенца, освящая эти органы чувств на служение Богу. Потом спрашивает:

Свящ. N. Отрекаешься от сатаны?

Воспр. Отрекаюсь.

Свящ. И от всех его дел?

Воспр. Отрекаюсь.

Свящ. И от всякой гордыни его?

Воспр. Отрекаюсь.

Затем священник, помазав грудь и плечи ребенка св. елеем, опять спрашивает:

Свящ. N. Веруешь ли в Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли?

Воспр. Верую.

Свящ. Веруешь ли в Иисуса Христа, единого Его Сына, Господа нашего, родившегося и пострадавшего за нас?

Воспр. Верую.

Свящ. Веруешь ли в Святого Духа, в святую католическую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти и жизнь вечную?

Воспр. Верую.

Свящ. N. Желаешь ли креститься?

Воспр. Желаю.

Тогда священник троекратно и крестообразно изливает воду на голову младенца, произнося формулу крещения:

N. Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Затем помазывает младенцу макушку головы св. миром, возлагает белую одежду и дает горящую свечу, символы чистоты душевной и веры непоколебимой.

 

Частное Крещение.

 

Если младенец опасно болен и нет возможности призвать священника или явиться с младенцем в церковь, дозволяется тогда и мирянам, мужчинам и женщинам, крестить младенца частным образом. Если нет на дому освященной воды, в таком случае можно употребить воду обыкновенную (но отнюдь не искусственную, как напр, одеколон). Возливая воду на голову младенца троекратно и крестообразно, следует произнести одновременно сии слова:

 

(Иоанн или София, т. е. назвать младенца по имени), Я крещу тебя

во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Слова эти следует произнести таким образом, чтобы слова: во имя Отца совпали с первым излиянием воды, слова: и Сына - с вторым, и слова: Святого Духа сопровождались бы третьим излиянием.

Если затем младенец оправится от болезни и будет принесен в церковь, следует предупредить священника о последовавшем уже частном крещении его. В таком случае крещение уже не повторяется, но только восполняются пропущенные обряды, как помазания и др.

 

О ТАИНСТВЕ МИРОПОМАЗАНИЯ.

 

Хотя при крещении младенцев по латинскому обряду и помазываются они св. миром, но это помазание не считается особым таинством. Особое таинство миропомазания в латинской Церкви совершается торжественно епископом над детьми, достигшими уже известного возраста (напр. 7-12 лет), т. е. тогда, когда дитя сознательно и с пониманием дела может принять это таинство и когда, начиная жить сознательною нравственною жизнью, нуждается в благодати укрепления Св. Духом, преподаваемой в этом таинстве. Оно на латинском языке так и называется укреплением (confirmatio). В исключительных случаях, напр, в нехристианских странах, при миссиях, это таинство может быть совершаемо с разрешения Св. Отца и простыми священниками. Это таинство, так же как крещение, можно принять только один раз.

К миропомазанию следует приготовиться исповедью и причащением, так как его следует принимать с чистою совестью. При миропомазании избирается новое имя, которое сообщается епископу, бывает также и восприемник или восприемница, смотря по полу миропомазываемого.

Чин миропомазания совершается так: Сперва епископ призывает Св. Духа и молится о сообщении миропомазываемым семи Его даров: духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия, духа страха Божия. Во время этой святительской молитвы миропомазываемые должны молиться о том же, став на колени и читая следующую молитву:

 

Иисусе сладчайший, Спасе Премилостивейший, Иисусе Сыне Божий, сказавший ученикам твоим: "без Меня ничего не можете творити" и обещавший им ниспослать Утешителя Св. Своего Духа, да наставит их на всякую истину и утвердит на борьбу против козней вражеских; воззри ныне с высоты престола Твоего на нас, с верою во имя Твое собранных, и как в оный день моления Матери Твоей, Пречистой Приснодевы Марии, апостолов и прочих верующих, ниспошли Св. Твеого Духа. Да наполнит Он нас огнем любви, светом истины и оружием крепости, да со смирением и любовью последуем по пути заповедей Твоих святых и удостоимся того, чтобы радоваться вечно с Тобою, с пресвятым Твоим Отцом и святым животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.

 

Затем они приближаются к епископу, или же епископ обходит всех и, возлагая десницу на голову приступающего к таинству, помазывает чело св. миром и осеняет крестным знамением, произнося слова:

 

N, знаменую тебя крестным знамением и укрепляю спасительным миром во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Слегка ударяя десницей по ланите помазанного, говорит: Мир тебе!

 

Наконец, следует общая заключительная и благодарственная молитва и дается общее всем благословение, ранее которого уходить из храма не полагается.

 

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ.

 

Пять частей покаяния со стороны грешника состоят: 1) в сокрушении сердца, т. е. в истинном внутреннем раскаянии; 2) в устной исповеди перед священником, и 3) в удовлетворении по мере возможности оскорбленной правде Божией.

Сокрушение сердца есть скорбь о своих грехах. Она должна быть искренна и происходить от действия Святого Духа, без помощи коего невозможно иметь истинное раскаяние. Поэтому мы должны молиться Господу, дабы Он дал нам сию помощь. Во вторых, сокрушение сердца должно исходить из побуждений, внушаемых нам верою. Не имеет истинного спасительного раскаяния тот, кто гнушается грехом единственно потому, что он причинил ему какой-нибудь убыток, напр, наказание, болезнь, утрату имущества, потерю доброго имени. Раскаяние должно истекать из той мысли, что грех оскорбляет величие и святость Божию: хотя можно также побуждать себя к раскаянию размышлениями об аде и вечных мучениях в нем, которые мы заслужили нашею преступною жизнью. Но сокрушение сердца тем лучше и приятнее Богу, чем превосходнее побуждение, родившее оное в пашем сердце, напр, мысль о величии и святости Бога и Творца нашего, которому на все Его благодеяния мы воздали грехом и неблагодарностью, затем чувство любви ко Христу Спасителю и сострадания к мучениям, которые Он перенес за нас, дабы избавить нас от греха и его пагубных последствий. В третьих, сокрушение должно быть всеобщим, т. е. относиться ко всем грехам нашим без исключения. Нельзя примириться с Богом, оставляя в душе привязанность хотя бы к одному смертоносному греху. Наконец, истинное сокрушение, необходимое для того, чтобы получить прощение, должно быть сопровождаемо твердою решимостью никогда в будущем не согрешать тяжко и готовностью избегать всех соблазнов и обстоятельств, подающих ближайший повод ко греху. Соответственное вознаграждение ближнему за все причиненные ему нами убытки, или по крайней мере готовность вознаградить ему и помириться с ним, составляет также одно из условий истинного сокрушения сердца.

Исповедь следует совершить перед священником, уполномоченным Церковью давать разрешение от грехов. Нужно сознаться во всех своих грехах, по крайней мере смертоносных, т. е. совершенных добровольно с полным пониманием греховности поступка и запрещенных законом Божиим или церковным под страхом вечного осуждения. Полезно однако, хотя и не строго обязательно, исповедывать и все малейшие прегрешения, даже не совсем сознательные и добровольные. При перечислении смертоносных грехов следует обращать внимание на их количество и равным образом на те обстоятельства, которыми изменяется степень греховности; напр, кража священных предметов более тяжкий грех, чем обыкновенная кража; обида, причиненная родителям, более тяжкий грех, чем обида, причиненная другим лицам. О таких обстоятельствах следует упомянуть на исповеди. Исповедь должна быть сопровождаема смирением, чувством греховности и осуждения самого себя.

Удовлетворение правосудию Божию заключается, кроме внутреннего сердечного раскаяния, в исполнении положенной духовником эпитимии (обыкновенно молитва, пост, или милостыня), в перенесении всех допускаемых Богом страданий, болезней, гонений и в добровольных добрых делах, предпринимаемых с целью умилостивить прогневанного нашими преступлениями Бога. Эпитимию, положенную духовником, следует исполнить в точности, по его указаниям. Церковь советует также прибегать к индульгенциям, т. е. отпустам. Индульгенции - отпусты это частичное или полное снятие Церковью, положенной по церковным правилам, эпитимии за грехи. Оно производится церковною властью в силу заслуг Спасителя нашего, Его Пречистой Матери и всех Святых. Такие индульгенции приурочены ко многим молитвам и другим богоугодным делам и достигаются только при условии внутреннего раскаяния в грехах, исповеди и причащения св. Тайн. В большинстве случаев для получения возможности воспользоваться данной индульгенцией, предписывается помолиться о нуждах Церкви и ее верховного пастыря-Папы. Если индульгенция полная, то это значит, что снимается Церковью вся эпитимия и отпускается все временное наказание; если же индульгенция частичная, напр, 100 дней, это значит, что снимается 100 дней прежней церковной эпитимии, и т. д. Хотя весьма полезно прибегать к индульгенциям, творя те молитвы и добрые дела, к которым они приурочены, однако нельзя полагаться единственно на них, ибо может случиться, что по недостаточному исполнению положенных условий, напр, по недостатку нашего внутреннего раскаяния, мы не достигнем во всей полноте отпускаемой Церковью индульгенции. Посему следует стараться и другими способами умилостивить Бога и исправить жизнь. Многие индульгенции могут быть преподнесены Богу с целью облегчить страдания душ верующих усопших, не достигших еще вечного блаженства.

 

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ТАИНСТВУ ПОКАЯНИЯ.

 

Призови помощь Божию, чтобы приготовиться к исповеди должным образом} читая, напр, молитву Св. Василия Великого:

Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, всей твари видимой и невидимой Создатель, безначального Отца соприсносущный Сын, Сам ныне, ради премногой Твоей благости, приими покаяние меня грешного, преклони ухо Твое ко мне и услыши меня; согрешил яэ Господи, и от множества грехов моих не достоин воззреть на высоту славы Твоей; прогневил я благость Твою, заповеди Твои преступил и не послушал Твоих повелений, но Ты, Господи, Благий, Долготерпеливый и Многомилостивый, не предал меня на погибель по беззакониям моим, но ожидал обращения моего; Ты сказал, Человеколюбче, через Твоего пророка: не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив. Не хочешь, Владыко, создание, дело рук Твоих погубить, но зовешь ко спасению. Посему, уповая на бесконечную Твою благость, прихожу к Тебе, Спаситель мой, приими меня как плачущую блудницу, как благоразумного разбойника, как покаявшегося мытаря и возьми мое тяжкое бремя греховное, Ты. взявший грехи всего мира, немощи его исцеляющий, трудящихся и обремененных к себе призывающий и дарующий приходящим к Тебе обетованное успокоение. Подай и мне, Благий, слезы раскаяния, просвещение ума и сердца, чтобы я познал беззакония мои и принес Тебе покаяние мое. Ты же, Господи, прости и помилуй меня, по великому милосердию Твоему, чтобы там, где велик грех, преизобиловала благодать Твоя, и да восхвалю и прославлю Тебя во все дни мои со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Вечный источник света, Дух Святой, рассей темноту души моей, да познаю грехи мои, подай мне чувство искреннего раскаяния, чувство ненависти к греху и наполни меня твердым желанием поступать по воле и заповедям Божиим до последнего дня моей жизни. Аминь.

Пресвятая Богородица, смиренно к тебе прибегаю; посети болящую душу мою и умоли Сына Твоего, всеблагая, ди подаст мне оставление всех грехом моих.

 

Приступи к испытанию своей совести, рассмотри все свои дела, слова и помышления по отношению к Богу и Церкви, к ближнему и к самому себе.

Как совершил ты последнюю свою исповедь? была ли она точна, смиренна, искренна, с внутренним раскаянием? Не утаил ли ты от духовника какого-либо греха из стыда или по боязни? Не причащался ли в таком состоянии Свв.Тайн? Исполнил ли положенную духовником эпитимию и послушался ли его советов и указаний?

Против Бога и Церкви. Не отвергал-ли ты учения Церкви, не сомневался-ли в истинах христианской веры, не говорил-ли чего-нибудь против них? Не участвовал-ли в обрядах чужой веры, исходя из ложного мнения, что все веры перед Богом одинаково хороши? Не принимал-ли участия в запрещенных Церковью обществах и кружках, напр, спиритических ? Не читал-ли книг против христианской меры, и других запрещенных Церковью? Не оставлял-ли но лености ежедневных молитв? По воскресениям и праздникам участвовал-ли в церковном богослужении? Не оставлял-ли Бож. литургии без уважительных причин? Как держал себя в храме? Не исполнял-ли по праздникам тяжелой работы? Не хулил-ли Бога, Святых, Св. Церковь и ее обряды? Не роптал-ли на волю Божию, не сомневался-ли когда либо в благости и милосердии Божиих? Не употреблял-ли имени Божиего, или имени Христа, Богородицы и Святых напрасно, шутя, или в ненужной присяге? Если ты обещал что-нибудь Богу, то исполнил-ли свое обещание? Не положил-ли своего упования в чем ином, кроме Бога, не прибегал-ли к гаданиям, чародейству и другим подобным безумным деяниям, чтобы излечиться от болезни или узнать что либо скрытое от тебя?

Против ближнего. Если живы твои родители, как ты относился к ним? любил-ли их, повиновался-ли им, почитал-ли их? Не причинил-ли им какой-нибудь скорби, огорчения? Не проклинал-ли их, не желал ли им чего злого? Если ты уже взрослый, слушался-ли советов своих родителей в важных случаях, не отказывал-ли им в помощи, если они в ней нуждались? Не стыдился-ли их? Как обращался ты с братьями и сестрами своими, не дрался-ли с ними, не причинял-ли им обиды? Как относился к своим наставникам, учителям, начальникам? Исполнял-ли их законные требования? И, напротив того, не позволил-ли ты кому либо убедить тебя совершить что-нибудь недоброе, забыв, что Бога нужно слушать более чем человека? - Если ты в браке, каково твое отношение к супруге или супругу? Был-ли ты верен супружеской любви? исполнял-ли ты супружеские обязанности? не осквернял-ли чем нибудь супружеского сожития? Как управлял ты домом своим, старался-ли, чтобы дети твои, прислуга и подчиненные жили нравственно и исполняли свои религиозные обязанности? Если ты чиновник, начальник и т. п, руководился-ли ты в исполнении своих обязанностей не только буквою закона, но и совестью? Не желал-ли ты кому-нибудь зла, не завидовал-ли добру? Не причинил-ли кому-нибудь обиды словом или делом? По крал-ли, не обманывал-ли кого-нибудь в делах, в торговле? Исполнял-ли взятые на себя обязательства, вознаграждал-ли по совести рабочих и прислугу? Не дал-ли ложного показания па суде против ближнего, не оклеветал-ли кого-нибудь, не разглашал-ли без нужды чужих грехов и недостатков, не завелась-ли у тебя привычка лгать или смеяться над лижним ? Не гневался-ли на ближних? Не злословил-ли на них? Не осуждал-ли в сердце ближнего, не превозносился-ли над ним, не подозревал-ли кого-нибудь в злом поступке? Помогал-ли ближним в их нужде, если мог сделать это? Не ввел-ли кого-нибудь в искушение, не научил-ли кого-нибудь какому-либо греху? Не забывал-ли вразумлять заблуждающихся, если это относилось к твоим обязанностям?

Против самого себя. Не вредил-ли своему здоровью пьянством, чревоугодием, развратом? Не вел-ли блудной жизни, и если так, то не случались-ли с тобою грехи прелюбодеяния, кровосмешения с родственниками, а также и противоестественные грехи? Не читал-ли безнравственных романов, не смотрел-ли на бесстыдные картины? Избегал-ли дурного общества? Не вел-ли с кем нибудь бесстыдных разговоров, шуток? Был-ли достаточно стыдлив по отношению к самому себе? Как боролся со своими страстями и нечистыми помыслами? не давал-ли мысленно на них своего согласия? Старался-ли ты преодолеть греховные свои желания, соблюдал-ли установленные Церковью посты? и т. д.

Хорошо остановиться еще поискать главную причину своих грехов и ошибок и указать ее на исповеди, дабы священник с тем большей пользой для души дал соответствующий совет.

 

По таком испытании совести, возбуди искреннее сердечное сокрушение о соделанных тобою грехах. Поставь себя перед лицем Божиим и спроси себя: кто ты, и кто Бог? Каким образом ты решился столько раз оскорбить Всевышнего Бога3 сущую Святость и Любовь? Что тебе делать в будущем, как избегнуть греха, как умилостивить Бога? С чувством глубокого отвращения от греха и искреннего осуждения самого себя, читай следующую молитву:

О сих и всех других моих прегрешениях я сокрушаюсь, Владыко и Боже мой; искренне скорблю, что оскорбил ими Тебя, милостивого и благого Спасителя моего; ненавижу все прегрешения мои, до сего часа соделанные, и смиренно молю Тебя, ослаби, остави и прости мне все, волею или неволею против заповедей и священной .воли Твоей мною соделанное. Обещаю Тебе, Господи, и твердо решаюсь избегать всякого добровольного греха и всего того, что к нему приводит; надеюсь на милосердие Твое и благодатную Твою помощь, утверждающую меня во всяком добре, которую, и твердо уповаю, что Ты подашь мне, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Встану, как блудный сын и пойду к Отцу моему, и скажу Ему в святой исповеди: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою, и уже не достоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих.

 

Подойдя уже к исповедальне и став на колени, перекрестись и проси благословения священника, говоря: Благослови, отче. Приняв благословение, начни исповедь сими словами:

Исповедуюсь Богу Всемогущему, Блаженной Приснодеве Марии, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, Святим Апостолам Петру и Павлу, всем Святым и тебе, Отче, ибо согрешил я много, помышлением, словом и делом: моя вина, моя вина, моя величайшая вина!

Затем скажи, когда ты исповедывался в последний раз, получил-ли разрешение от грехов, не утаил-ли или не забыл-ли чего-нибудь на последней исповеди, исполнил-ли определенную духовником эпитимию. Потом скажи все свои грехи, соделанные от последней исповеди, какие ты припомнил себе при испытании совести, их число, обстоятельства, свои греховные наклонности, господствующую в тебе страсть, словом все то, что необходимо, дабы духовнику стала ясна и прозрачна вся твоя душа и дабы он мог дать тебе самые лучшие наставления на будущее. Кончив исповедь, добавь:

О сих и всех грехах моих, которые я может быть забыл, сокрушаюсь всем сердцем моим, твердо решаю больше не грешить, и тебя, Отче, прошу дать мне наставление и спасительную эпитимию.

Выслушай с вниманием наставления духовника, прими его советы; во время же, когда он станет читать над тобою разрешительную молитву, ты, низко наклонив голову и ударяя себя в грудь, повторяй с чувством:

Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного.

 

Отойди от исповедальни, когда услышишь данный духовником знак. После исповеди можешь читать следующие молитвы:

Благодарю Тебя, Спаситель, Боже мой, что Ты не отринул меня грешного, но умилостивился надо мной и освободил меня от уз диавольских, исхитил душу мою из погибели, очистил ее от проказы греховной. Помоги мне, Боже, да никогда более не преступлю повелений Твоих; утверди меня в служении Тебе во славу пречестного и преславного имени Твоего. Аминь.

Что воздам Тебе, Господи, за великую милость Твою? Чем отблагодарю за любовь Твою? Ничего собственного, кроме греха, не имею; но Ты, Многомилостивый Человеколюбец, снизойди к моему ничтожеству, приими мое сердечное исповедание и благодарение и не допусти мне более удалиться от Тебя.

О Боже мой, всем сердцем моим люблю Тебя, не только потому, что Ты обещал любящим Тебя вечную награду, но и ради Тебя самого, Иисусе Сладчайший, ради любви Твоей и милосердия Твоего ко мне, ради страданий Твоих и искупительной Твоей смерти. Как Ты возлюбил меня, так и я люблю Тебя, ибо Ты един Царь мой и Бог мой. Аминь.

 

Покаянный псалом (50):

 

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня.

Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою.

Окропи меня Иссопом и буду чист, омой меня и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отверши меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.

Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима.

Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Как было изначала, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

СВЯТОЕ ПРИЧАЩЕНИЕ.

 

Причащаться Свв. Тайнам Тела и Крови Господней следует во время литургии, после Причастия священника. Св. Церковь приглашает, своих чад причащаться по возможности чаще, даже ежедневно, если духовник не найдет к тому препятствий. В день причащения следует от полуночи быть натощак. Если невозможно приступить к Св. Причащению во время литургии, то оно в римском обряде по уважительным причинам дается и вне литургии. Следует приступать к Причастию с чистою от смертоносных грехов совестью и с тщательно приготовленным сердцем к принятию столь высокого Гостя. Готовясь к Св. Причастию, можно пользоваться следующими молитвами.

 

Молитва св. Иоанна Златоуста.

 

Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешных, из которых я первый. Еще верую, что сие есть Пречистое Тело Твое и сие есть честная Кровь Твоя. Молюсь Тебе, помилуй меня и прости мне прегрешения мои вольные и невольные, сделаны мною словом или делом, сознательно и бессознательно, и сподоби меня неосужденно причаститься Пречистых Твоих Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоей тайной сегодня, Сыне Божий, соучастника меня приими, ибо врагам Твоим не поведаю Тайну Твою, ни лобзания Тебе дам, как Иуда, но как разбойник на кресте исповедаю Тебе: помяни меня, Господи, в царствии Твоем.

Да не в суд и во осуждение будет мне причащение пречистых, страшных и животворящих Таин Твоих, Господи, по но исцеление души и тела. Аминь.

Боже, Боже Слово святое, всего меня освети, ныне приходящего к божественным Твоим Тайнам, святыми мольбами Матери Твоей. Аминь.

 

Молитва св. Василия Великого.

 

Ведаю, Господи, что недостойно причащающийся пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, суд себе ест и пьет, не рассуждая Тела и Крови Христа и Бога своего; но, уповая на щедроты Твои, дерзаю прийти к Тебе, сказавшему: "Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем". Умилосердись надо мной, Господи, и не осуди меня грешного, но сотвори мне по Твоей милости, и да будут мне сии святые Тайны на исцеление и очищение, просвещение и сохранение, во спасение и в освящение души и тела, в изгнание всякого помысла и дела лукавого, против искушений диавола; в упование и любовь к Тебе, во исправление жизни, в укрепление добродетелей, во исполнение заповедей, во общение Св. Духа, в напутствие в жизнь вечную и благоприятный ответ на страшном суде Твоем. Аминь.

 

Когда священник открывает чашу со Св. Дарами, следует произнести про себя "Исповедую" (Confiteor) как в начале литургии. Затем священник молится:

 

Да помилует вас Всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши, да приведет вас к жизни вечной. Аминь.

Милость, разрешение и отпущение грехов ваших да подаст вам Всемогущий и Милосердный Господь. Аминь.

 

Обращаясь к народу со Св. Дарами, священник говорит, и то же самое должны повторять все на родном языке, ударяя себя в грудь:

 

Се, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира (трижды). Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово и исцелится душа моя (трижды).

 

Подавая Пречистую Плоть Господню причащающимся коленопреклоненным и с руками скрещенными на груди, священник говорит:

 

Тело Господа нашего Иисуса Христа да сохранит душу твою для жизни вечной. Аминь.

 

Причастившись, оставайся некоторое время в спокойствии и тихости душевной, сосредоточив все свое внимание на том счастье, которого Ты удостоился, принимая Пречистое Тело Спасителя. Воздай Ему глубокий поклон, благодари Его сердечно, проникшись чувством любви к Нему.

Отошед от алтаря после Причастия, не уходи сейчас из храма, но пребудь по крайней мере четверть часа на благодарственной молитве. Можешь молиться по своему усмотрению, только умом и сердцем или читая подходящие молитвы.

 

Молитва св. Василия Великого.

 

Благодарю Тебя, Владыко, Христе Боже, что Ты сподобил меня грешного и недостойного раба Твоего причаститься Пречистых и животворящих Тайн Твоих, Святейшего Тела и Крови Твоей. Молю Тебя, благий и человеколюбивый Боже, сохрани меня под сенью благодати Твоей и даруй мне чистою совестью, со страхом и любовью до последнего часа моей жизни достойно причащаться святых сих Тайн во исцеление души и тела, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных сил моих, в веру непостыдную, в любовь нелицемерную, надежду твердую, во оставление грехов и жизнь вечную.

 

Молитва перед Распятием.

 

Вот я, о добрый сладчайший Иисусе, упадаю на колени перед лицем Твоим и с наивысшим жаром души, молю Тебя и умоляю, дабы Ты благоволил запечатлеть в сердце моем горячее чувство веры, надежды, любви и истинного покаяния за грехи, а также твердую волю исправиться: в то время, как я с великим смущением и скорбью души внимательно размышляю о пяти Твоих язвах, созерцая очами своими то, что поведал о Тебе, о добрый Иисусе, пророк Давид, влагая в уста Твои: "пронзили руки мои и ноги мои и перечислили все кости мои".

(К этой молитве приурочен полный отпуст, при условии исповеди, причащения, молитвы за нужды Церкви и св. Отца. Пий IX 31 июля 1858) .

 

Молитва св. Игнатия.

(300 дней отпуста за каждый раз; 7 лет и 7 сорокадневий после причащения, полный же отпуст один раз в месяц, при соблюдении обычных условий, для тех, кто ежедневно читает эту молитву. Пий IX 9 янв. 1854).

 

Молитва к пресв. Богородице.

 

Пресвятая Владычица, Богородица, надежда, покров, прибежище, утешение и радость наша! благодарю Тебя, что сподобила меня недостойного причаститься Пречистого Тела и Крови Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Истинный Свет родившая - освети помрачение души моей; источник бессмертия произведшая, оживотвори меня грехом умерщвленного; милостивого Бога любвеобильная Мать, умоли Его, да помилует и спасет меня; образ кротости и смирения, подай мне умиление и сокрушение сердца и. смирение мысли; упроси. Пречистая, чтобы я сподобился посещения Сына Твоего при последнем моем издыхании и Сама не оставь меня во все дни жизни моей и в час смерти моей. Аминь.

 

ОБРЯД БРАКОСОЧЕТАНИЯ.

 

По прибытии брачующихся в алтарь, поется молитва св. Духу: Veni Creator, Приди Творец. Затем священник спрашивает особо жениха. и невесту:

N., по собственной-ли воле и без принуждения и с полным-ли пониманием хочешь заключить брак с присутствующею здесь N.?

Отв. Да.

Свящ. Не обещал-ли ты супружеской верности другой?

Отв. Нет.

Да умножит в вас Господь благодать свою, чтобы вы исполнили на деле обещаемое устами. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

 

Потом освящаются кольца и венцы (где такой обычай). Кольца обозначают супружескую верность и нерасторжимость брака, а венцы - чистоту брачующихся. Священник, возложив кольца, окутывает епитрахилью руки брачующихся, которые (каждый особо) повторяют за священником слова присяги.

Жених. Я N. беру тебя N., в супруги, и обещаю тебе любовь, верность и супружеское уважение, и не оставлю тебя до смерти. Да поможет мне в этом Триединый Бог и все Святые Его.

Невеста. Я N. беру тебя N. в супруги, и обещаю тебе любовь, верность, уважение и послушание супружеское, и не оставлю тебя до смерти. Да поможет мне в этом Триединый Бог и все Святые Его.

 

Обращаясь к присутствующим, священник взывает:

Всех, здесь присутствующих, призываю в свидетели, дабы в случае надобности показали о законно заключенном сими лицами и благословленном Церковью браке.

Итак, кого Бог сочетал, того человек да не различает. Поэтому заключенный вами брак именем Католической Церкви утверждаю и благословляю во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Помолимся. Милостиво воззри, Господи, на моления наши и брак, установленный Тобою для умножения человеческого рода, благослови, да сочетанных Тобою сохраняет Твоя же помощь. Ради Христа Господа нашего.

И благословение Всемогущего Бога, Отца и Сына и Святого Духа да снизойдет на вас и пребудет всегда. Аминь.

 

О НАПУТСТВОВАНИИ БОЛЬНЫХ.

 

О напутствовании больных следует заботиться заблаговременно, пока еще больной в состоянии принять св. Тайны и исповедаться с полным сознанием и хорошим приготовлением. Призывая священника к больному, следует сказать, желает-ли больной причаститься, или же только требует священника для помазания св. елеем. - Если предполагается и св. Причастие и елеопомазание, в таком случае в комнате больного необходимо сделать следующие приготовления: На столе, покрытом чистою белою скатертью, поставить Распятие, и по бокам его две, четыре или шесть восковых свечей. На другом столе или табуретке поставить тарелку со святою водою и кропило; кроме того еще вторую тарелку с 6 клочками ваты, куском хлеба и солью и сосуд с обыкновенной водой. Рядом с кроватью больного поставить стул для священника. Когда священник придет в дом со св. Дарами, тогда всем присутствующим следует встретить его у подъезда, или на лестнице с зажженными свечами в руках и, воздав св. Дарам поклонение коленопреклонением, провожать в комнату больного, где тоже следует стать на колени.

После окропления св. водою все присутствующие удаляются из комнаты, оставив священника одного с больным для совершения св. исповеди. В это время все присутствующие молятся в другой комнате. На данный священником знак все возвращаются в комнату больного присутствовать при напутствовании, все время стоя на коленях и молясь за больного.

После причащения следуют молитвы, в которых призывается благословение Божие на больного и весь его дом, затем священник помазывает елеем органы всех чувств, т. е. глаза, уши, ноздри, уста, руки и ноги, умоляя Бога о прощении больному грехов, соделанных посредством этих чувств. Присутствующие все время должны молиться о больном, читая, напр, литанию Всем Святым или покаянный псалом, или же молитвы о болящих, приведенные ниже между различными молитвами.

Следует заметить, что во время одной и той же болезни таинство помазания елеем совершается над больным только один раз; исключая очень продолжительные и неизлечимые болезни, в которых можно повторять елеопомазание, когда больному, после некоторого улучшения, опять сделалось хуже и он снова находится в опасности. Что же касается исповеди и причастия, то в случае продолжительной болезни, они должны быть повторяемы от времени до времени по желанию больного.

С приближением последней минуты, от которой зависит вся вечность, диавол увеличивает свою борьбу против Бога, умножает искушения, особенно против упования на Бога, поэтому необходимо окружить последние минуты жизни верующего усиленной молитвой, позвав для этого священника для последнего напутствия, и молясь при больном и с ним. Св. Церковь, заботясь о всех нуждах детей своих, предлагает для этого употребление следующих молитв:

 

Можно читать литанию Всем Святым, но вместо слов: Помилуй нас, моли о нас и т. д. следует говорить: Помилуй его (или ее) и т. д. Вместо молитв, находящихся после литании, можно читать следующую молитву:

Помолимся: Всемогущий и милосердный Боже, подавший человеческому роду и средства спасения и вечной жизни награду; воззри милостиво на слугу Твоего N (или слугу Твою N), телесною немощью болящего, и береги душу созданную Тобою, да в час отшествия, свободная от греховной скверны, сподобится быть представленною Тебе, своему Создателю, святыми ангелами Твоими, Ради Христа Господа нашего. Аминь.

 

Когда больной находится в агонии, окружающие его читают следующие молитвы (отходную):

 

Отойди, душа христианина из сего мира во имя Бога Отца Всемогущего тебя создавшего; во имя Иисуса Христа, Сына Бога живого, который пострадал за тебя; во имя Духа Святого, который сошел на тебя; во имя Ангелов и Архангелов, во имя Престолов и Господств, во имя Сил и Властей, во имя Херувимов и Серафимов; во имя Патриархов и Пророков; во имя святых Апостолов и Евангелистов; во имя святых Мучеников и Исповедников; во имя святых Монахов и Отшельников; во имя святых Дев и всех святых Божиих; да будет сегодня место твое в мире, и обитель твоя во святом Сионе. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

Боже милостивый и милосердный, Боже оставляющий множество грехов через покаяние и сглаживающий оставшиеся вины за грехи, воззри милостиво на слугу Твоего N и ему, просящему через исповедание, даруй прощение грехов его. Восстанови в нем то, что искажено человеческой слабостью, или что сокрушено кознями диавола, и в соединении со всем телом Церкви приими этот член искупленный Тобою. Сжалься, Боже, над его воздыханиями, сжалься над его слезами и приими его к примирению с Тобою, уповающего единственно на Твое милосердие. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

Да восстанет Бог и да рассеятся враги Его и да бегут от лица Его ненавидящие Его; как исчезает дым да исчезнут, как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия и да возрадуются и возвеселятся праведные при виде Бога. Да будет пристыжен и посрамлен весь легион ада и слуги сатаны да не посмеют воспрепятствовать пути твоему. Да освободит тебя Христос за тебя распятый от мучений, да освободит тебя от вечной смерти Христос соблаговоливший умереть за тебя. Да утвердит тебя Христос, Сын Бога живого, среди райского радования и да признает тебя среди своих овец истинный Пастырь; да разрешит Он тебя от всех грехов и да поставит тебя среди Своих избранных одесную. Да увидишь твоего Искупителя лицом к лицу и не оставляя Его да будешь лицезреть вечно Божественную Истину, и утвердившись среди 6лаженных, да будешь сопричастником наслаждения божественной сладости во веки веков. Аминь.

Поручаем Тебе, Господи, душу слуги Твоего (Твоей) и просим Тя, Господи Иисусе Христе, Спаситель мира, не откажи принять ее в лоно патриархов, ибо за нее Ты милосердно соблаговолил снизойти на землю. Признай, Господи, творение Твое, одним Тобою живым и истинным Богом созданное, а не иными какими богами, ибо нет Бога кроме Тебя и нет дел подобных делу рук Твоих. Возвесели, Господи, душу сию Твоим присутствием и не помяни прежних ее беззаконий и невоздержаний возбужденных старанием и злобой диавола. Истинно согрешила, но не отреклась от Отца и Сына и св. Духа; веровала же и имела рвение о Боге, и поклонялась Ему все создавшему.

Грехи юности и неведения не помяни, Господи, но по множеству милосердия Твоего помяни слугу Твоего (-ю) во свете Твоей славы. Да отворятся ему (ей) небеса, и да сорадуются ему (ей) ангелы; приими во царствие Твое, Господи, слугу Твоего (-ю). Да восприимет его (ее) архангел Божий Михаил, архистратиг небесных воинств; да выйдут на встречу ей ангелы, и водворят ее в небесном граде Иерусалиме. Да приимет его (ее) блаженный первоверховный апостол Петр, ему же даны ключи царства небесного. Да поможет ему сосуд избрания, св. ап. Павел, да ходатайствуют за него (нее) св. Иоанн Апостол, любезнейший Богу и которому открыты тайны небесные, да молят о нем (ней) все св. апостолы, имущие власть вязать и разрешать. Да предстательствуют все святые и избранники Божий, принявшие страдания в сем мире во имя Христа; да удостоится по освобождении от уз тела прийти к славе небесного царства. Ради Господа нашего Иисуса Христа со Отцем и Духом святым живущего и царствующего во веки веков. Аминь.

 

По отходе души:

 

Поспешите, Святые Божий, выйдите на встречу, ангелы Господни, приимите душу его (ея) и представьте ее перед лицо Всевышнего.

Стих. Да приимет тебя Христос, призвавший тебя, и да водворят тебя ангелы на лоно Авраама.

Вечный покой дай ему (ей), Господи, и свет вечный да воссияет ему (ей).

 

После этого читают:

 

Господи, помилуй. Христе, помилуй. Господи, помилуй.

Отче наш (тайно)

И не введи нас во искушение,

Но избавь нас от лукавого.

Вечный покой подай ему, Господи,

И свет вечный да воссияет ему.

От врат адовых

Избави Боже душу его.

Да почиет в мире.

- Аминь.

Господи, услыши молитву мою,

И вопль мой к Тебе да приидет.

Помолимся: Поручаем тебе, Боже, душу слуги Твоего (Твоей) N; который, умерев миру, да живет Тебе; и Ты изгладь вины за грехи его (ее), которые были совершены по человеческой слабости, по Твоему благому милосердию. Ради Христа Господа нашего. Аминь. -->