Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Omnipotens sempiterne Deus, miserere famulo tuo Pontifici nostro Francisco, et dirige eum secundum tuam clementiam in viam salutis aeternae: ut, te donante, tibi placita cupiat et tota virtute perficiat.

Тридентский Вселенский Собор

 

Декрет о Святой Евхаристии

Учение о причащении под двумя видами и о причащении маленьких детей

Учение о Пресвятой Жертве святой Мессы

 

Декрет о Святой Евхаристии

XIII сессия (11 октября 1551 г.)

К оглавлению страницы

Преамбула

Святой Вселенский и Всеобщий Тридентский Собор, законно собравшийся в Святом Духе, под руководством легатов и нунциев, заранее назначенных Святейшим Престолом, по вдохновению и под особым покровительством Святого Духа, чтобы изложить древнее и истинное учение о вере и Таинствах и врачевать все ереси и все другие весьма серьезные нарушения, которые в наши времена горестно потрясают Божию Церковь, прежде всего с самого начала имел желание вырвать с корнем плевелы мерзких заблуждений и схизм, которые в наши бедственные времена враг посеял [Мф 13, 25] в учении веры об использовании и культе Пресвятой Евхаристии, которую наш Спаситель, однако, оставил в Своей Церкви, как символ того единства и этой любви, которыми Он пожелал объединить всех христиан между собой. Вот почему этот Святой Собор, который передает об этом почитаемом и Божественном Таинстве Евхаристии неповрежденное и подлинное учение, которое Католическая Церковь, наставленная Самим Господом нашим Иисусом Христом, Его Апостолами и Святым Духом, в ходе времен внушающим ей всякую истину [Ин 14, 26], всегда хранила и будет хранить вплоть до конца мира, с этого момента Собор запрещает всем верующим во Христа осмеливаться верить, учить и проповедовать касательно Пресвятой Евхаристии что-либо иное, чем то, что разъяснено и определено настоящим декретом.

Глава 1: Реальное Присутствие Господа нашего Иисуса Христа
в Пресвятом Таинстве Евхаристии

Прежде всего, Святой Собор наставляет и открыто и прямо исповедует, что в почитаемом Таинстве Святой Евхаристии после освящения хлеба и вина Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек, истинно, реально и сущностно присутствует под видом ощутимых реальностей. В действительности, нет никакого противоречия в том, что наш Господь всегда Сам восседает одесную Отца на небесах в Своем естественном виде и в то же время сакраментально присутствует для нас в других местах, в виде, который с трудом выразим нашими словами, но который наш разум, освещенный верой, способен осознать и в который мы должны верить как в нечто возможное для Бога.

Именно так все наши предшественники, жившие в истинной Церкви Христовой и обсуждавшие это Пресвятое Таинство, совершенно открыто исповедовали, что наш Искупитель установил это столь дивное Таинство на Тайной Вечере, когда, благословив хлеб и вино, Он определил в ясных и точных выражениях, что Он им (Апостолам) дал Свое Тело и Свою Кровь. Подлинно самый недостойный позор видеть некоторых упрямых и извращенных людей, ложно принимающих эти слова, переданные святыми евангелистами [Мф 26, 26сл.; Мк 14, 22сл.; Лк 22, 19сл] и затем повторенные св. Павлом [1Кор 11, 24сл], несущие точный и очень ясный смысл, согласно которому их поняли Отцы, за бессмысленные воображаемые стилистические фигуры, так что отрицается истинность Тела и Крови Христа вопреки единодушному мнению Церкви.

Будучи столпом и утверждением истины [1 Тим 3, 15], Церковь ненавидит, как сатанинские, эти домыслы безбожников и вечно благодарной и верной душой признает это беспримерное благодеяние Христа.

Глава 2: Причина установления этого Пресвятого Таинства

Итак, Наш Спаситель, собираясь покинуть этот свет, чтобы идти к Отцу, установил это Таинство, которым Он как бы излил богатство своей Божественной любви на людей, "памятными соделав чудеса Свои" [Пс 111, 4]; Он наказал нам, принимая Таинство, совершать богослужение "в Его воспоминание" и "возвещать Его смерть", пока Он не явится Сам судить род людской [1Кор 11, 24 и 26]. Но Он пожелал, чтобы это Таинство было принимаемо, как духовная пища души [Мф 26, 26], питающая и укрепляющая тех, кто живет жизнью Сказавшего: "ядущий Меня будет жить Мною" [Ин 6, 57], и чтобы оно было противоядием, освобождающим нас от повседневных грехов и предохраняющим от смертных. Сверх того, Он пожелал, чтобы это стало залогом нашей будущей славы и нашего вечного счастья, а также символом того единого "Тела", Которого Он Сам является "Главой" [1Кор 11, 3; Еф 5, 23] и с Которым Он хочет, чтобы мы, Его члены, были глубоко связаны самыми тесными узами веры, надежды и любви, чтобы "все вы говорили одно и не было между вами разделений [1Кор 1, 10].

Глава 3: Превосходство Пресвятой Евхаристии над другими Таинствами

Пресвятая Евхаристия имеет то общее с другими Таинствами, что она есть "символ святой реальности и видимая форма невидимой благодати" [АВГУСТИН, Quaestiones in Heptateuchum, 1. 3, c. 84: PL 34, 712.]. Но превосходящее и особое в ней - то, что другие Таинства обладают освящающими добродетелями только тогда, когда их принимают, а в Евхаристии даже до того, как ее принимают, присутствует Сам Творец Святости.

В самом деле, еще до того, как Апостолы от руки Господа получили Евхаристию [Мф 26, 26; Лк 14, 22], Он утверждал, что воистину предлагает им Свое Тело. В Божией Церкви мы всегда верим, что сразу же после освящения существует истинное Тело нашего Господа и истинная Кровь вместе с Его Душой и Его Божеством под видом хлеба и вина. Тело присутствует под видом хлеба и Кровь - под видом вина в силу слов, но Тело - под видом вина и Кровь под видом хлеба, и Душа - под обоими видами в силу той естественной взаимосвязи и того сосуществования, что соединяет все части Господа Иисуса Христа, Который, "воскреснув из мертвых, уже не умирает" [Рим 6, 9]. Божество таковым является в результате своего дивного ипостасного единения с Его Телом и Душой. Именно поэтому абсолютно истинно, что каждый вид в отдельности содержит столько же, сколько и оба вида вместе. В действительности, весь Христос присутствует под видом хлеба и в каждой мельчайшей частичке этого вида, весь - под видом вина и в каждой его части.

Глава 4: Пресуществление

Поскольку Христос, наш Искупитель, сказал, что то, что Он предложил под видом хлеба, есть подлинно Его Тело [Мф 26, 26; Ис 14, 22; Лк 22, 19; 1Кор 11, 24], в Божией Церкви всегда было это убеждение, которое вновь провозглашает Святой Собор: через освящение хлеба и вина совершается изменение всей субстанции хлеба в субстанцию Тела Христа Господа нашего и всей субстанции вина - в субстанцию Его Крови; это изменение Католическая Церковь справедливо и точно назвала пресуществлением.

Глава 5: Культ и почитание, полагающиеся этому Пресвятому Таинству

Нет никаких оснований сомневаться в том, что все верные, по обычаю, всегда существовавшему в Католической Церкви, должны, почитая Пресвятое Таинство, воздавать культ поклонения, причитающийся истинному Богу. В действительности, оттого, что Таинство было установлено Христом Господом нашим как пища, ему не следует меньшее поклонение. Мы верим, что в нем (Таинстве) присутствует Тот же Бог, о Котором Предвечный Отец сказал, вводя Его в мир: "И да поклонятся Ему все Ангелы Божий" [Евр 1, 6; Пс 97, 7]. Тот, Которому волхвы, "пав, поклонились" [Мф 2, 11], наконец, Тот, о Котором Писание свидетельствует, что Ему поклонились в Галилее Апостолы [Мф 28, 17].

Глава 6: Хранение Евхаристических Даров и подношение их больным

Обычай сохранять Святые Дары в священном месте настолько древний, что был уже известен во времена Никейского Собора. Добавим, что приношение Евхаристических Даров больным и с этой целью тщательное хранение ее в церквях, кроме того, что это весьма справедливо и разумно, предписывалось многими Соборами и соблюдалось очень древним обычаем Католической Церкви. По этой причине Собор постановил, что необходимо сохранять этот обычай, весьма спасительный и необходимый.

Глава 7: Должная подготовка к достойному принятию Евхаристических Даров

Если подобает приближаться к святым службам только со святостью, то чем более христианин осознает Божественную святость этого Небесного Таинства, тем тщательнее он должен стараться приближаться к его принятию, будучи полон глубокого уважения и святости, особенно читая у Апостола эти слова, полные страха: "Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" [1Кор 11, 29]. Вот почему нужно напоминать тому, кто хочет причаститься, наставление: "Да испытывает же себя человек" [1Кор 11, 28].

Обычай Церкви показывает, что это испытание необходимо, с тем чтобы каждый человек, если у него на совести смертный грех каким бы раскаявшимся он себя ни считал, не приближался к Святой Евхаристии без предварительного Таинства исповеди. Святой Собор объявляет, что этот обычай должны соблюдать все христиане: даже священники, которым предстоит совершать богослужение, должны его придерживаться, если смогут найти исповедника. Если же срочная необходимость требует, чтобы священник совершил богослужение без предварительной исповеди, пусть исповедуется потом, как только представится возможность.

Глава 8: Использование этого дивного Таинства

Что касается использования, наши Отцы справедливо и мудро различали три способа принятия этого Святого Таинства. Они учили, что одни принимают его только сакраментально - это грешники. Другие получают его только духовно - это те, кто, вкушая с желанием хлеб небесный, дарованный им с этой живой "верой, действующей любовью" [Гал 5, 6], чувствуют его плод и пользу. Третьи получают его одновременно и сакраментально, и духовно - это те, которые испытывают себя и готовятся к нему так, как если бы они приближались к этой Божественной трапезе одетыми в брачные одежды [Мф 22, 11сл.]. При принятии этого Таинства в Божией Церкви всегда было принято, чтобы миряне получали Причастие от священников и чтобы священники, которые совершают богослужение, сами причащались. Вполне законно и совершенно справедливо, что следует сохранять этот обычай как идущий от Апостольского предания.

В заключение Святой Собор в своей отцовской любви предупреждает, призывает, просит и заклинает "по благоутробному милосердию Господа нашего" [Лк 1, 78] тех, кто носит имя христиан, всех и каждого, найти друг друга, однажды в добрый час объединиться в единое сердце в этом "знаке единения", в этих "узах Господней любви" [АВГУСТИН, In loannem tractatus 26, с. 13: PL 35, 1613.], в этом символе согласия, чтобы, памятуя о столь грандиозном величии и столь дивной любви Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Свою драгоценную жизнь ради нашего спасения и Который отдал нам "есть Плоть Свою" [Ин 6, 48сл], они верили и почитали Святые Тайны Его Тела и Его Крови с постоянной и твердой верой, с рвением сердца, с набожностью и уважением, которые им позволят часто принимать этот "хлеб насущный" [supersubstantialis] [Мф 6, 11]. Да будет он истинно жизнью их душ и вечным здравием их разума, чтобы, "подкрепившись тою пищею" [3 Цар 19, 8], они пришли от этого странствия по несчастьям к небесной отчизне, чтобы вкушать там безо всякого покрова "хлеб ангельский" [Пс 78, 25], который они вкушают сейчас под святыми покровами.

Но поскольку недостаточно провозгласить истину, не раскрывая и не опровергая ошибок, Святой Собор пожелал присоединить эти каноны, чтобы все, узнав католическое учение, поняли также, каких ересей должно им остерегаться и избегать.

Каноны о Пресвятом Таинстве Евхаристии

1. Если кто-либо отрицает, что в Пресвятом Таинстве Евхаристии истинно, реально и сущностно содержатся Тело и Кровь вкупе с Душой и Божеством Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, Весь Христос полностью, но говорит, что Они присутствуют лишь в виде знака [ut in signo], или образа [figura], или в их силе [virtute], да будет анафема.

2. Если кто-либо говорит, что в Пресвятом Таинстве Евхаристии субстанция хлеба и вина остается вместе с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, и отрицает это дивное и уникальное превращение всей субстанции хлеба в Его Тело и всей субстанции вина в Его Кровь, при том что сохраняется лишь видимость хлеба и вина, превращение, которое Католическая Церковь называет очень подходящим образом "пресуществлением", да будет анафема.

3. Если кто-либо отрицает, что в досточтимом Таинстве Евхаристии Христос полностью находится в каждом виде и в каждой части каждого вида после их разделения, да будет анафема.

4. Если кто-либо говорит, что после освящения Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа не присутствуют в дивном Таинстве Евхаристии, а присутствуют только тогда, когда их принимают, но ни до этого, ни после, и что истинное Тело Господа не пребывает в гостии или в освященных частях, которые хранятся или остаются после причастия, да будет анафема.

5. Если кто-либо говорит, что главным плодом Пресвятой Евхаристии является отпущение грехов или же что у нее нет других последствий, да будет анафема.

6. Если кто-либо говорит, что в Святом Таинстве Евхаристии не должно поклоняться Христу - Единородному Сыну Божию - культом поклонения, который имел бы и внешнее проявление, и следовательно, не должно чтить Его с особой торжественностью, ни нести Его в процессиях сообразно похвальному и повсеместному обычаю Святой Церкви; что не следует публично приглашать народ к поклонению и что те, кто ему поклоняется, суть идолопоклонники, да будет анафема.

7. Если кто-либо говорит, что не дозволено хранить Святую Евхаристию в дарохранительнице, но что ее нужно раздать присутствующим сразу после освящения и что не дозволено нести ее с почестями больным, да будет анафема.

8. Если кто-либо говорит, что Христос, присутствующий в Евхаристии, вкушаем только духовно, а не сакраментально и реально, да будет анафема.

9. Если кто-либо отрицает, что верные Христу и того, и другого пола, все и каждый, достигшие возраста распознания, обязаны причащаться каждый год по крайней мере на Пасху, по заповеди нашей Святой Матери Церкви, да будет анафема.

10. Если кто-либо говорит, что священнослужителю, совершающему богослужение, не дозволяется причащаться самому, да будет анафема.

11. Если кто-либо говорит, что одна вера является достаточной подготовкой к принятию Таинства Пресвятой Евхаристии, да будет анафема. И чтобы это столь великое Таинство не было принято недостойно, что было бы к смерти и осуждению, Святой Собор решает и объявляет, что те, чья совесть отягчена смертным грехом, какое бы сокрушение они ни испытывали, должны обязательно начать с Таинства исповеди, если найдут исповедника. Если кто-либо осмеливается учить противоположному, проповедовать и упорно утверждать или даже защищать это на публичном диспуте, одним этим фактом да будет отлучен от Церкви.

Учение
о причащении под двумя видами
и о причащении маленьких детей

XXI сессия (16 июля 1562 г.)

К оглавлению страницы

Преамбула

Святой Вселенский и Всеобщий Тридентский Собор, законно соединенный в Святом Духе под руководством самих легатов Святейшего Престола, решил, что, поскольку происками дьявола распространились разные чудовищные заблуждения, касающиеся удивительного и Пресвятого Таинства Евхаристии, которые в некоторых областях привели, возможно, многие души к отречению от веры и от послушания Католической Церкви, необходимо здесь изложить и обсудить то, что имеет отношение к Причащению маленьких детей. Вот почему всем христианам на будущее запрещается осмеливаться верить, учить и проповедовать что-либо другое, чем то, что здесь разъяснено и определено следующими декретами.

Глава 1: Миряне и служители Церкви, которые не совершают богослужение,
не обязаны Божественным правом принимать Причастие под двумя видами

Вот почему этот Святой Собор, наставленный Святым Духом, Который есть "Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия" [Ис 11, 2], и ведомый суждениями и обычаем Церкви, объявляет и учит, что ни одна Божественная заповедь не обязывает мирян и служителей Церкви, не совершающих богослужение, принимать Таинство Евхаристии под двумя видами, и что нет никакого повода сомневаться, не оскорбляя веры, в том, что Причастия под одним видом достаточно для спасения.

Поскольку, хотя Христос на Тайной Вечере установил и преподал апостолам это почитаемое Таинство под видом хлеба и вина [Мф 26, 26сл.; Мк 14, 22сл.; Лк 22, 19сл.; 1Кор 11, 24сл.], это установление и этот дар не имели цели обязать всех христиан принимать и тот, и другой вид в силу заповеди Господней. Из слов главы 6-й Евангелия от Иоанна также нельзя заключить, что Причастие под двумя видами есть заповедь Господа, как бы мы их ни понимали, согласно толкованиям Отцов и Учителей. Так, Тот, Кто сказал: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" [Ин 6, 54], сказал также: "ядущий хлеб сей будет жить вовек" [Ин 6, 52]. И Тот, Кто сказал "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" [Ин 6, 55], сказал еще: "Хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" [Ин 6, 52]. И, наконец, Тот, Кто сказал: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" [Ин 6, 57], также сказал: "ядущий хлеб сей жить будет вовек" [Ин б, 59].

Глава 2: Власть Церкви в преподании Таинства Евхаристии

Кроме того, [Святой Собор] провозглашает: В распределении Таинств, при сохранении их сущности, Церковь всегда обладала властью решать или изменять то, что она считает более подходящим духовной пользе тех, кто их принимает, или уважению к самим Таинствам, в зависимости от обстоятельств, времени и места. Это Апостол довольно ясно отметил, говоря: "Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих" [1Кор 4, 1]. Довольно очевидно, что сам он осуществлял эту власть во многих вещах, как и в этом самом Таинстве, когда, дав несколько указаний о его совершении, он сказал: "Прочее устрою, когда приду" [1Кор 11, 34]. С тех пор, хотя в начале христианской религии применение двух видов было весьма распространено, этот обычай изменился во многих местах, и наша Святая Матерь Церковь, которая знает свою власть в преподании Таинств, по серьезным и справедливым причинам пришла к одобрению обычая причащать под одним видом и к постановлению, что это может стать законом, который не дозволено порицать или изменять по своей воле без авторитета самой Церкви.

Глава 3: Христос принимаем во всей Своей полноте и целостности
и Таинство - в своей истинности под каждым видом

Он провозглашает также:

Хотя наш Искупитель, как было сказано выше, на Тайной Вечере установил и роздал Апостолам это Таинство под двумя видами, тем не менее следует признать, что даже под одним видом Христос принимаем во Всей Своей полноте и целостности и Таинство - в своей истинности и посему в том, что касается плодов, те, кто получает один вид, не лишаются никакой благодати, необходимой для спасения.

Глава 4: Маленькие дети не обязаны причащаться

Наконец, Святой Собор учит, что никакая необходимость не обязывает маленьких детей, не вошедших в разум, принимать сакраментальное причастие Святой Евхаристии, поскольку, возрожденные банею [Тит 3, 5] Крещения и соединенные с Христом, они, в их возрасте, не могут потерять благодать Сына Божия, которую получили. Однако не следует за это осуждать древние времена, даже если этот обычай соблюдался в некоторых местах. Так же, как святые Отцы имели похвальное основание действовать таким образом в соответствии со своим временем, также следует неоспоримо верить, что они безусловно делали это без того, чтобы в этом была необходимость для спасения.

Каноны о причащении под двумя видами и о причащении маленьких детей

1. Если кто-либо говорит, что верные Христу, все и каждый, должны, поскольку Бог так заповедал или потому, что это необходимо для спасения, принимать и тот, и другой вид Пресвятого Таинства Евхаристии, да будет анафема.

2. Если кто-либо говорит, что святая Католическая Церковь приняла решение преподавать Причастие под одним видом мирянам и даже священнослужителям, которые не совершают богослужение не по справедливым мотивам и соображениям, или же что она заблуждается по этому поводу, да будет анафема.

3. Если кто-либо отрицает, что Христос, Источник и Творец всякой благодати, принимаем в Своей полноте и целостности под одним видом хлеба, поскольку, как некоторые ложно утверждают, его не получают под двумя видами согласно установлению Самого Христа, да будет анафема.

4. Если кто-либо говорит, что причастие необходимо маленьким детям до того, как они достигли возраста распознания, да будет анафема.

Учение о Пресвятой Жертве святой Мессы

XXII сессия (17 сентября 1562 г.)

К оглавлению страницы

Преамбула

Чтобы поддерживать в святой Католической Церкви абсолютные и совершенные со всех точек зрения веру и учение о великой Тайне Евхаристии и чтобы они сохранились во всей своей чистоте, устранив заблуждения и ереси, Святой Вселенский и Всеобщий Собор, законно соединенный в Святом Духе под руководством самих легатов Святейшего Престола, наученный светом Святого Духа, учит, провозглашает и решает, что нужно проповедовать верующему народу об истинной и единственной Жертве Евхаристии следующее:

Глава 1: Учреждение Пресвятой Жертвы св. Мессы

Поскольку во времена Ветхого Завета, по свидетельству Апостола Павла, вследствие бессилия левитского священства не существовало совершенного жертвоприношения, надо было, по расположению Бога, "Отца милосердия" [2 Кор 1, 3], чтобы восстал другой Священник, "по чину Мелхиседека" [Быт 14, 18; Пс 109, 4; Евр 7, 11] - Господь наш Иисус Христос, могущий "привести к полноте" и сделать "совершенными освящаемых" [Евр 10, 14]. Он же, Бог наш и Господь, должен был "однажды принести в Жертву Себя Самого", умерев, как Заступник, на алтаре Креста, дабы осуществить для них вечное Искупление. Однако, поскольку Его смерть не должна была положить конец Его священству [Евр 7, 24], то на Тайной Вечере, "в ту ночь", когда Он был предан, Он пожелал оставить Церкви, Своей Возлюбленной Невесте, как того требует природа человека, видимую жертву, в коей была бы представлена кровавая Жертва, которой предстояло совершиться на Кресте единожды, но воспоминание о которой сохранится до конца века [1Кор 11, 23сл.] и Чья спасительная добродетель пребудет во искупление наших грехов, которые мы совершаем каждый день. Провозгласив, что Он поставлен "священником вовек по чину Мелхиседека" [Пс 110, 4], Он отдал Богу Отцу Свое Тело и Свою Кровь под видом хлеба и вина и под теми же знаками дал их есть Своим Апостолам, поставив их священниками Нового Завета; им и их последователям во священстве Он повелел предлагать (хлеб и вино) с такими словами: "Сие творите в Мое воспоминание" [Лк 22, 19], как Церковь это всегда понимала и чему наставляла.

Ибо, совершив древнюю Пасху, которую множество детей Израилевых приносило в воспоминание о выходе из Египта [Исх 12, 1сл.], Он установил новую Пасху, где Церковь через священнослужителей приносит Его Самого в Жертву под видимыми знаками, в память о Его переходе из этого мира к Отцу, когда Он искупил нас излиянием Своей Крови, избавив нас от власти тьмы, и ввел в Царство Свое [ср. Кол 1, 13].

На эту "чистую Жертву", которую не может замарать ничто недостойное, никакое зло в тех, кто ее приносит, и о которой Господь предсказал через Малахию, что она будет принесена чистой на всяком месте во Имя Его, которое должно возвеличиться между народами [Мал 1, 11], Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, ясно указал, сказав: "не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую" [1Кор 10, 21], разумея под словом "чаша" и в одном, и в другом случае алтарь. Именно она (Жертва) во времена естественного закона и Закона, данного в Откровении [Быт 4, 4; 8, 20; 12, 8], была предвосхищаема различными образами жертв, поскольку она заключает в себе все означавшиеся ими блага как их полноту и совершенство.

Глава 2: [Жертва видимая и примирительная за живых и мертвых]

Поскольку в этой Божественной Жертве, которая осуществляется во время св. Мессы, Тот же Христос, Который "однажды явился" [Евр 9, 27] кровавым образом на алтаре Креста, содержится и приносится в Жертву бескровным образом, то Святой Собор учит, что эта Жертва действительно примирительная ; через нее, если "мы приблизимся" к Богу с искренним сердцем, с правой верой, с трепетом и уважением, с сокрушением и покаянием, мы "получаем милость и обретаем благодать для благовременной помощи" [Евр 4, 16]. Умиротворенный этой Жертвой, Господь, даруя благодать и дар покаяния, отпускает преступления и грехи, как бы велики они ни были. Это одна и та же Жертва; Тот, Кто приносит Жертву сейчас через служение священников, это Тот же, Кто Сам принес Себя в Жертву на Кресте, только образ принесения другой. Плоды этой Жертвы (кровавой) в большом изобилии собираются через эту бескровную Жертву. И никоим образом одна не наносит ущерба другой. Вот почему она приносится законно, согласно с преданием Апостолов, не только ради грехов, нужд, удовлетворения и других надобностей живых верующих, но также ради тех, кто умер во Христе и еще не полностью очищен,

Глава 3: [Святая Месса в честь святых]

Хотя Церковь имеет обычай иногда служить св. Мессы в честь и в воспоминание святых, она учит, что, тем не менее, Жертва приносится не им, а Единому Богу, Который их увенчал. Вот поэтому "священник не говорит "я приношу вам Жертву, Петр и Павел" [АВГУСТИН, Contra Manich., 1. 20, c. 21: PL 42, 384.], но, возблагодарив Бога за их победы, он молит об их предстательстве, "чтобы соблаговолили ходатайствовать за нас на небесах те, которых мы поминаем на земле" [Приношение Даров Римской Мессы].

Глава 4: [Канон св. Мессы]

Поскольку подобает свято обсуждать Святые предметы и эта Жертва есть самое Святое из всего, чтобы она была подана и достойно с уважением принята, Католическая Церковь установила много веков тому назад Святой Канон, столь чистый от всяких заблуждений, что в нем нет ничего, что не дышало бы святостью и высшим благочестием и что не возносило бы к Богу умы тех, кто ее приносит. В самом деле, он состоит из Собственных слов Господа, Апостольских Преданий и благочестивых наставлений Святых Понтификов.

Глава 5: [Торжественные обряды Жертвы св. Мессы]

Такова природа человека, что она не может легко возвыситься до созерцания Божественной Реальности без внешней помощи. Именно поэтому Церковь, благочестивая мать, установила некоторые обряды в св. Мессе: слова, произносимые тихо, слова более громкие. Она также ввела в обычай церемоний мистические благословения, освещение, каждение, одеяния и так далее, той же природы, что и обряды, полученные от авторитета и по преданию Апостолов. Тем самым, должным образом подчеркивается значение столь великой Жертвы и умы верных, с помощью этих видимых религиозных и благочестивых знаков, побуждаются к созерцанию невидимой Реальности, сокрытой в этой Жертве.

Глава 6: [Святая Месса, где причащается только священник]

Святой Собор, конечно, желал бы, чтобы присутствующие на каждой св. Мессе верные причащались не только по духовному желанию, но также через принятие Таинства Евхаристии, чтобы получать в самом большом изобилии плоды этой Пресвятой Жертвы. Но, если это происходит не всегда, Собор не осуждает и не считает частными или незаконными св. Мессы, где сакраментально причащается только священник, но одобряет их и даже рекомендует. Эти св. Мессы также должны считаться истинно публичными, отчасти потому, что народ здесь причащается духовно, а отчасти потому, что их служит публичный служитель Церкви - служит не только для себя, но для всех верных, принадлежащих к Телу Христову.

Глава 7: [Нужно примешивать воду в чашу с вином, которое подносится]

Святой Собор предупреждает также, что Церковь предписывает священникам примешивать воду в чашу с вином, которое подносится, и потому, что верит, что Христос, наш Господь, поступал так же, и потому, что "вода истекла из Его бока вместе с кровью" [Ин 19, 34]. Смешивание напоминает об этой Тайне. Как в Откровении св. Иоанна "воды… суть люди и народы" [Откр 17, 1,15], таким же образом представляется единение народа верных с его Главой - Христом.

Глава 8: [Святая Месса не должна совершаться на разговорном языке.
Ее тайны должны быть объяснены народу]

Хотя св. Месса содержит богатое учение для верного народа, Отцам не кажется правильным, чтобы ее служили на разговорном языке. Поэтому, сохраняя в каждой отдельной Церкви старинный ритуал, одобренный Святой Римской Церковью, матерью и наставницей всех Церквей, чтобы овцы Христа не голодали, "чтобы дети не просили хлеба и не было бы никого, кто с ними не поделился" [Плач 4, 4], Святой Собор повелевает пастырям и всем, кто отвечает за души, самим или другим чаще объяснять во время служения св. Мессы тексты, которые читаются, и, среди прочего, объяснять Таинство этой Жертвы, особенно по воскресеньям и в дни праздников.

Глава 9: [Введение к следующим канонам]

Поскольку в наши времена распространилось много заблуждений и многие вопросы истолковывались и обсуждались многими людьми вопреки древней вере, основанной на Святом Евангелии, на Преданиях Апостолов и святых Отцов, Святой Собор, после многочисленных серьезных дискуссий и по зрелом размышлении, при единодушном согласии всех Отцов, решил осудить все, что противоречит столь чистой вере и святому учению, и устранить все это из Святой Церкви следующими канонами.

Каноны о Пресвятой Жертве св. Мессы

1. Если кто-либо говорит, что на св. Мессе не приносят Богу истинную и подлинную Жертву и что это приношение состоит только в том факте, что Христос дан нам в пищу, да будет анафема.

2. Если кто-либо говорит, что словами: "Сие творите в Мое воспоминание" [Лк 22, 19; 1Кор 11, 24] Христос не поставил Апостолов священниками и что Он не велел им и другим священникам приносить в Жертву Его Тело и Его Кровь, да будет анафема.

3. Если кто-либо говорит, что Жертва св. Мессы есть только Жертва хвалы и благодарения или же простое воспоминание о Жертве, совершенной на Кресте, а не Искупительная Жертва; или же что она не приносит пользы тем, кто принимает Христа, и что не нужно совершать ее ни за живых, ни за мертвых, ни за грехи, наказания, удовлетворение и прочие нужды, да будет анафема.

4. Если кто-либо говорит, что Жертва св. Мессы является богохульством против Пресвятой Жертвы, которую Христос совершил на Кресте, или же что она является ее уничижением, да будет анафема.

5. Если кто-либо говорит, что нечестиво служить св. Мессу в честь святых, чтобы добиться их заступничества, так, как это понимает Церковь, да будет анафема.

6. Если кто-либо говорит, что Канон св. Мессы содержит заблуждения и что по этой причине его надо упразднить, да будет анафема.

7. Если кто-либо говорит, что обряды, одеяния и внешние знаки, которыми пользуется Церковь при служении св. Мессы, скорее порождают безбожие, чем являются свидетельством благочестия, да будет анафема.

8. Если кто-либо говорит, что св. Мессы, где причащается только священник, незаконны и по этой причине их надо отменить, да будет анафема.

9. Если кто-либо говорит, что обряд Римской Церкви, где часть канонов и слова освящения произносятся тихо, нужно осудить или что св. Мессу нужно служить только на разговорном языке; что воду нельзя примешивать к вину, которое подносится, так как это противно установлению Христа, да будет анафема.

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.