Le pèlerinage catholique traditionnel de Paris à Chartres

Chapitre S. Clémens Patron d'Europe de l'Est

Традиционное католическое паломничество Париж-Шартр

Группа св. Климента, Покровителя Восточной Европы

UNDER CONSTRUCTION

Почитание св. Климента в России

По книге В. Задворного "История Римских Пап"

Русская резная икона св. Климента

С VI в. известны сказания о мученической кончине св. Климента в Крыму, но особое распространение культа этого папы произошло в связи с деятельностью Кирилла и Мефодия. В 861 г. будущие просветители славян, возвращавшиеся из миссии к хазарам, остановились в Херсонесе, и тогда Кирилл открыл мощи св. папы. В конце 867 г. - начале 868 г. часть мощей была перенесена свв. братьями в Рим в дар папе Адриану II и торжественно положена в церкви св. Климента. А с конца 60-х годов IX в. начался бурный рост популярности культа папы Климента как в Западной, так и в Восточной Церквах, что получило выражение в создании новых произведений литературы и искусства, в устройстве торжественных празднований и распространении новых легенд.

Культ св. Климента Римского был наряду со славянской литургией и письменностью составной частью кирилло-мефодиевской традиции, важнейшей чертой которой было неприятие курса на схизму и провозглашение идеи единой Вселенской Церкви. Это ярко выражено в похвале папе Клименту, написанной учеником св. Мефодия - св. Климентом Охридским: "Не едина бо Црквь, ни две, но весь миръ въ днешнии днь, в памят его събравшеся Бога прославляють". Таким образом культ папы-каторжника стал в IX-X вв. символом единства Римской и Константинопольской Церквей и знаменем миссионеров, проповедовавших христианство на окраинах греко-романского мира: в Моравии, Паннонии, Болгарии.

Начальный период христианизации Руси был также связан с именем св. Климента. Князь Владимир, завоевав Херсонес, возможно, крестившись там и отпраздновав свадьбу с византийской принцессой, "...поемь царицю и Настаса. и попы Корсуньски с мощми Климента и Фифа, ученика его, поима сосуды церковныя и иконы на благословенье себе". Вернувшись в Киев, он заложил церковь во имя Богородицы, которая в дальнейшем получила название Десятинная из-за выделенной ей десятины из владений князя, и поручил ее Анастасу Корсунянину. В особой раке в одном из приделов храма были положены привезенные из Херсонеса глава Климента Римского и тело ученика его Фива. (По мнению Е. Е. Голубинского, либо Кирилл и Мефодий отвезли в Рим часть мощей гв. Климента, а Владимир взял оставшуюся часть из Херсонеса, либо Кирилл и Мефодий взяли мощи полностью, а Владимир получил их от римских послов, о приезде которых говорит Никоновская летопись и Степенная книга.) По мысли князя Владимира, положение этих мощей в Киеве должно было подчеркнуть святость его города, охраняемого молитвами ученика апостола Петра. В 1015 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский назвал даже эту церковь "храмом мученика во Христе и папы Климента". Согласно одному французскому преданию, Ярослав Мудрый в 1048 г. с гордостью показывал мощи свв. Климента и Фива приехавшим свататься к его дочери Анне послам французского короля Генриха I. В киевском Софийском соборе, воздвигнутом тем же Ярославом Мудрым, имеется мозаика, изображающая святого папу, которая расположена в алтаре в святительском чине. В XII в. почитание св. Климента на Руси продолжалось, что нашло свое выражение в строительстве храмов в его честь; так, каменный храм в его имя был заложен в Ладоге в 1153 г. новгородским епископом Нифонтом.

Культ св. Климента противостоял "грециизации" Русской Церкви, которую проводила Константинопольская патриархия. В 1147 г. собор русских епископов "поставил главою Климента" (т. е. его мощами) киевского митрополита из русских - Климента Смолятича. Но эта попытка освободиться от зависимости от Константинополя не удалась, и прибывший тогда из Византии митрополит Константин при поддержке князя Юрия Долгорукого не только проклял Климента Смолятича и инициатора собора киевского князя Изяслава и предал суду клириков, но и стал смещать без какой-либо вины русских епископов, замещая их греками, чтобы собор 1147 г. не мог повториться. (Перед смертью митрополит Константин раскаялся в своих действиях по управлению Русской Церковью и в завещании своем повелел не погребать свое тело, но выбросить его за городские стены на растерзание псам. Последняя воля митрополита была исполнена: тело его лежало непогребенным в течение одного или трех дней, а затем было положено в черниговском Спасо-Преображенском соборе.)

Св. Климент. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве (В. Васнецов).В IX в. славянами было написано не менее пяти оригинальных произведений о св. Клименте. В Древней Руси также были созданы литературные произведения о папе-мученике: "Слово на обновление Десятинной церкви", изданное в 1850 г. М. А. Оболенским по рукописному сборнику XVI в. (рукопись не сохранилась), и опубликованное в 1901 г. А. И. Соболевским "Чудо св. Климента, папы Римского, о отрочати" по рукописи второй половины XV в. - они собраны и перепечатаны в издании П.А. Лаврова. По мнению большинства специалистов, более древним является текст Оболенского, а предположительный первоисточник обоих текстов датируется приблизительно третьей четвертью XI в. "Слово на обновление Десятинной Церкви" было направлено, как и Корсунская легенда, введенная в летопись прп. Никоном Печерским, против преувеличения значения Константинопольской патриархии в христианизации Руси. В нем неизвестный автор стремился прославить христианское русское государство, имеющее своего небесного покровителя св. Климента Римского. В последующем культ св. папы как покровителя Руси был вытеснен введенным князем Андреем Боголюбским культом апостола Андрея Первозванного. Почитание св. Климента продолжалось, но уже как одного из многих римских святых, почитаемых Русской Церковью.

Впрочем, в ноябрьской книге "Великих Миней Четиих", составленных под руководством митрополита Макария в XVI в., было собрано немало произведений, повествующих о четвертом епископе Рима, в том числе и славянская версия Клементин - "Беседы св. Климента", а также агиографические сочинения, прославляющие чудеса, сотворенные им в Херсонесе: "Перенесение мощей св. Климента из глубины моря в Корсунь"; "Слово о чуде св. архиепископа Херисоньского Климента" и "Похвала св. Клименту, патриарху Римскому, написанная Климентом епископом". Житие св. Климента поместил в своей "Книге житий" и Димитрий Ростовский.

В XVIII в. после присоединения Крыма к России пробудился интерес к христианским древностям, вследствие чего оживился и культ св. Климента. В 1852 г. в Инкермане, недалеко от Херсонеса, в пещерах существовавшего ранее, но заброшенного монастыря, был снова открыт небольшой монастырь, называемый Инкерманской киновией св. Климента. Во имя св. папы был освящен пещерный храм, строительство которого датируется VIII- IX вв. Руины монастыря сохранились до наших дней, существует также и фонтан св. Климента, расположенный около дороги, ведущей в развалины находящейся поблизости крепости Каламита. (В настоящее время монастырь вновь открыт и в нем ведутся реставрационные работы.) В Москве два храма носят имя Климента: на ул. Пятницкой, построенный в стиле барокко в 1762-1770 гг. на месте разобранного одноименного храма XVII в., и на Варварке, построенный в 1741 г. также на месте прежнего храма XVII в. Хотя этот второй храм освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи, он назывался "Церковью папы Климента у Варварских ворот" по посвященному ему приделу. Ныне существующий северный придел, посвященный св. папе вместе со св. Петром Александрийским, построен в 1822 г.

 

Последнее обновление:

[ Наша месса ] + [ Паломничество ] + [ Св. покровитель ]