Le pèlerinage catholique traditionnel de Paris à Chartres

Chapitre S. Clémens Patron d'Europe de l'Est

Традиционное католическое паломничество Париж-Шартр

Группа св. Климента, Покровителя Восточной Европы

UNDER CONSTRUCTION

Св. Климент I, Папа Римский (88-97 гг.)

По книге В. Задворного "История Римских Пап"

 

О происхождении, жизни и деятельности св. Климента сохранилось так же мало достоверных сведений, как и о его предшественниках на Римском Престоле. Но, в отличие от Лина и Анаклета, до нас дошло подлинное послание этого папы, а легенды о нем и его культ распространились по всей Европе, достигнув даже далекой от Рима Руси.

Согласно Liber Pontificalis, Климент родился в Риме. Тертуллиан сообщает, что он был поставлен во епископы самим апостолом Петром: "Так... Церковь Римская [объявляет своим епископом] Климента, поставленного Петром" (De praescriptione haereticorum, 32). Это подтверждает также и Епифаний: "...Климент, современник Петру и Павлу, о котором Павел упоминает в Послании к Римлянам. И никто да не дивится, что прежде него другие были преемниками апостолов во епископстве... впоследствии, когда скончались Лин и Клет... Климент принужден был снова принять епископство" (О ересях. XXVII, 6). Св. Ириней пишет, что Климент знал апостолов Петра и Павла: "...на третьем месте от апостолов получает епископ ство Климент, видевший блаженных апостолов и обращав шийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предания их перед глазами своими..." (Против ересей. III, 3). Ориген отождествляет его с сотрудником апостола Павла, о котором тот похвально отзывается в Послании к Филиппийцам (Флп. 4, 3): "...Климент..., о котором следующим образом свидетельствует Павел: "...помогай им, подвизавшимся в благо вествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни"" (Толкование на Евангелие от Иоанна. VI, 36). Об этом пишет также и Евсевий: "...Анаклета, бывшего двенадцать лет епископом Римской Церкви, сменил Климент, которого апостол в Посла нии к Филиппийцам называет своим сотрудником..." (Церковная история. III, 15). За этими свидетельствами следует и св. Иероним: "Климент, о котором апостол Павел говорит в Послании к Филиппийцам... был четвертым после Петра епископом в Риме..." (De viris illustribus XV). Но в настоящее время это отождествление четвертого папы с сотрудником апостола Павла некоторыми исследователями подвергается сомнению.

Приведенные выше наиболее ранние свидетельства не говорят о св. Клименте как о мученике, но начиная с конца IV в. появляются сообщения о его мученической кончине. Об этом говорит Руфин, а также папа Зосим в послании 417 г.: "...в тот день, когда разбиралось дело, мы находились в базилике св. Климента, освященной, во имя ученика св. апостола Петра, который... претерпел также и мучение." (Epistola 2. De causa Coelestii). О мученической кончине св. Климента говорит и Везонский собор 442 г. В VI в. получают широкое распространение сказания о его мученической смерти в Крыму (79, с. 37-38).

Второе, следующее после Нерона, преследование христиан началось в конце правления императора Домициана (81-96 гг.). В самом начале 96 г. был казнен проконсул предыдущего года Тит Флавий Климент (с которым ошибочно отождествляют папу "Клементины"), являвшийся двоюродным братом самого императора. Вместе с ним были тогда казнены и другие христиане, а жена его Флавия Домицилла была сослана на остров Пандарею или Понтию. По сообщению Евсевия, папа Климент скончался в правление императора Траяна (Церковная история. III, 30), но, согласно принятой в настоящее время хронологии, кончина его приходится на правление императора Нервы (96-98 гг.).

Память св. папы по римскому календарю отмечается 23 ноября, а в Русской Церкви - 25 ноября.

Сочинения

До наших дней сохранилось одно подлинное сочинение папы - это так называемое "Первое послание Климента Римского к Коринфянам". Так называемое "Второе послание Климента Римского к Коринфянам" ему не принадлежит, как и два послания к девственницам и Клементины, то есть якобы автобиографические сочинения, повествующие о жизни св. Климента в Риме. В состав Клементин входят Встречи, Гомилии и Сокращение деяний апостола Петра. Согласно новым исследованиям, Клементины это компилятивное произведение, претерпевшее три стадии интерполяции (последняя из них связана с именем ученика неоарианина Евномия). Вследствие сомнений Церкви в их подлинности ни одного списка Клементин на Западе не сохранилось, но на протяжении веков существовал и пользовался популярностью дошедший до нас перевод Руфина, который попытался очистить текст от позднейших напластований (141, с. 505-506).

Подлинное послание Климента датируется, вероятно, 90-ми годами первого века. Поводом к его написанию стали волнения в Коринфской Церкви, где в это время, как и при апостоле Павле, верующие раскололись на партии, и только немногие остались верны канонической церковной иерархии. Папа призвал коринфян к примирению и восстановлению порядка в общине. Послание было написано на греческом языке, так как римская христианская община была по преимуществу греческой, и соответственно такой был ее официальный язык. Латинский же стал официальным языком Римской Церкви лишь во время понтификата св. Виктора I (189-199 гг.) Это послание имело очень широкое распространение в христианской древности, по сообщению Евсевия (Церковная история. III, 16) оно даже читалось на богослужениях. Текст послания сохранился в шести списках: греческом из Александрии V в., коптском IV-V вв., коптском на папирусе V-VIII вв., сирийском из Эдессы 1170 г., греческом из Иерусалима 1056 г. и латинском XI в.

Значение этого одного из древнейших памятников христианской письменности необычайно велико. С догматической точки зрения Послание утверждает преемственность законной власти Церкви и впервые выражает учение о передаче апостольских полномочий: члены общины не могут низлагать священников и епископов, получивших право управлять от апостолов, которым эта власть была дана Иисусом Христом.

С литургической точки зрения Послание проводит четкое различие между священством, главным делом которого является совершение литургии, и мирянами.

С экклезиологической точки зрения Послание представляет собой "эпифанию примата Рима", и хотя оно не содержит никаких категорических утверждений в духе св. Льва Великого, теоретически обосновавшего идею примата, тем не менее по своей направленности оно начинает традицию в сочинениях епископов Рима, основной чертой которой было отстаивание и утверждение авторитета престола апостола Петра.

С исторической точки зрения Послание подтверждает факт мученической кончины апостолов Петра и Павла.

 

Последнее обновление:

[ Наша месса ] + [ Паломничество ] + [ Св. покровитель ]